Уже много лет ситуация с зарплатой вызывает возмущение и обеспокоенность работников бюджетной сферы. «Благодаря манипуляциям с тарифной сеткой каждый работник образования ежемесячно недополучает от 600 до 1500 грн», — заявила во время круглого стола с общественностью председатель парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич. Попробуем разобраться, в чем тут дело и где государство экономит на зарплатах педагогов, врачей, социальных работников.
Единая
тарифная сетка так же важна для начисления заработной платы бюджетникам, как таблица умножения — для подсчетов в математике. Каждая должность относится к определенному разряду. И для каждого разряда существует четко определенный размер оклада. Именно это и является основанием для начисления заработной платы каждому работнику бюджетной сферы.
Должностной
оклад учителей, воспитателей, преподавателей высших учебных заведений, врачей, социальных работников рассчитывается следующим образом. Берется оклад первого тарифного разряда и умножается на тарифный коэффициент. Это и есть Единая тарифная сетка (ЕТС) работников бюджетных организаций. Введена она была с 1 сентября 2008 года еще правительством Юлии Тимошенко. Таким образом, корень всех проблем кроется именно в первом тарифном разряде.
Согласно законодательству (ст. 6 Закона «Об оплате
труда» и ст. 96 Кодекса законов о труде), величина оклада первого тарифного
разряда должна «превышать законодательно установленный размер минимальной
заработной платы». В Единой тарифной сетке предполагалось, что оклад
первого тарифного разряда должен как минимум соответствовать минимальной заработной плате.
Так вот за время действия ЕТС размер оклада первого тарифного разряда никогда
не то что равнялся уровню «минималки», но даже и не приближался к ней ближе чем
на 300 грн.
Дата изменения размеров
|
Оклад I тарифного разряда
(как есть), грн.
|
Минимальная зарплата (как должно было бы быть), грн.
|
Разница между окладом I та-рифного разряда и мин. зарплатой, грн.
|
1.12.2011
|
704
|
1004
|
300
|
1.01.2012
|
773
|
1073
|
300
|
1.04.2012
|
794
|
1094
|
300
|
1.07.2012
|
802
|
1102
|
300
|
1.10.2012
|
823
|
1118
|
295
|
1.12.2012
|
839
|
1134
|
295
|
1.01.2013
|
845
|
1147
|
302
|
1.12.2013
|
852
|
1218
|
366
|
1.07.2014
|
890
|
1250
|
360
|
1.10.2014
|
1011
|
1301
|
290
|
Возьмем конкретные примеры. Молодой
специалист, который пришел в школу работать, получает 9 тарифный разряд. Его
оклад в данный момент составляет 1474 грн. (852 грн.x1,73) , а должен был бы составить 2107
грн. (1218 грн.x1,73).
Таким образом, государство недоплачивает оклад молодому специалисту ежемесячно
633 грн.! Это только оклад, без различных положенных к нему доплат за классное
руководство, проверку тетрадей и т.д. Учитель высшей категории таким образом имеет минус в ежемесячном
окладе 776 грн., врач-хирург высшей категории – 886 грн. , а доцент в вузе – 1252 грн.
Разряд
|
Должность
|
Оклад
с 1.12.2013,
грн.
|
Какой должен
быть оклад, грн.
|
1
|
Уборщик
|
1218
|
1218
|
8
|
Воспитатель без категории
|
1397
|
1998
|
9
|
Учитель без категории
|
1474
|
2107
|
10
|
Учитель II категории
|
1551
|
2217
|
11
|
Учитель I категории
|
1678
|
2399
|
12
|
Учитель высшей категории
|
1806
|
2582
|
13
|
Врач-терапевт высшей категории
|
1934
|
2765
|
14
|
Врач-хирург высшей категории
|
2062
|
2948
|
15
|
Преподаватель в вузе
|
2198
|
3142
|
17
|
Старший преподаватель в вузе
|
2556
|
3654
|
19
|
Доцент
|
2914
|
4166
|
Министерство финансов и Министерство соцполитики
в ответ на обращение председателя парламентского комитета по вопросам науки и
образования Лилии Гриневич отмечают, что выполнение норм закона для всех
государству не по карману: «Установление должностного оклада работника I
тарифного разряда ЕТС на уровне минимальной заработной платы, предусмотренной в
бюджете 2014 года, потребует дополнительных расходов на оплату труда работников
бюджетной сферы в сумме более 51 млрд. гривен, по сравнению с объемами,
предусмотренными в бюджете 2014 года. Неинфляционные источники покрытия таких
расходов отсутствуют», - говорится в письме. «Повышение размера должностного
оклада работника I тарифного разряда ЕТС без финансового обеспечения приведет к
возникновению задолженности по заработной плате, сокращению численности
работников бюджетной сферы, росту социальной напряженности и т.д.", -
отметили в Министерстве финансов Украины. Можно подумать, что недоплачивая
положенное по закону работникам бюджетных организаций, эту социальную
напряженность снижает!!
Надо отметить,
что Центральный Комитет Профсоюза работников образования и науки направил
обращение к президенту Януковичу, в котором указывает на дискриминацию в оплате
труда работников учебных заведений и учреждений образования и науки, как и
других работников бюджетной сферы. ЦК Профсоюза работников образования и науки
подчеркивает необходимость обеспечения с 1 января 2014 года размера
должностного оклада работника I тарифного разряда Единой тарифной сетки не ниже
минимальной заработной платы, как это предусмотрено Законом «Об оплате труда» и
статьей 96 Кодекса законов о труде Украины. «В связи с повышением размера
минимальной заработной платы до 1218 гривен увеличился разрыв между минимальной
заработной платой и базовым должностным окладом ЕТС с 295 гривен до 366 гривен,
что не соответствует обязательствам Правительства по действующему Генеральному
соглашению», - подчеркивают в образовательном профсоюзе. «Ситуация с состоянием
финансового обеспечения отрасли, промедление с принятием Правительством
постановления о повышении базового должностного оклада Единой тарифной сетки
вызывает глубокую обеспокоенность и возмущение работников образования,
обостряет социальную напряженность в трудовых коллективах, которые настроены на
отстаивание трудовых прав, включая проведение акций протеста и намерения
вступления в коллективный трудовой спор", - отмечают в профсоюзе,
обращаясь к Виктору Януковичу.
Как бы там ни было, в бюджете Украины на 2014 год
заложены повышения размеров минимальной зарплаты и оклада первого тарифного
разряда так, что разница между ними хоть и будет наименьшей за последние
несколько лет, но тем не менее будет продолжать практику недоплат зарплат
бюджетников, которые и так являются несоответствующими не только действующему
законодательству, но и затрачиваемым усилиям работникам бюджетной сферы и просто здравому смыслу.