Вторник, 24.09.2024, 20:32
Персональный сайт Чусова Сергея Евгеньевича
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Время
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Блог
Главная » 2014 » Март » 20 » Законность и легитимность в современной Украине
23:02
Законность и легитимность в современной Украине

В последнее время особенно остро в Украине поднимаются вопросы легитимности и законности власти – как центральной, так и крымской. В стране, в которой никогда не было культа приверженности закону и соблюдения всех юридических процедур при принятии решений, особенно управленческого характера. В нынешнее неспокойное время именно вопросы соблюдения Конституции и законов становятся на первый план. И всё же, юридические нюансы были всегда, и нынешнее  время не является исключением.

 Легитимность – это  когда власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам, это власть, признаваемая законом и соответствующая закону. Несколько дней назад четвертый президент Украины Виктор Янукович в Ростове-на-Дону заявил, что нынешняя украинская власть незаконна и нелегитимна, а сам Виктор Фёдорович остаётся на сегодня главой государства. Здесь Янукович явно запамятовал, что именно в начале срока его каденции еще в сентябре 2010 года Конституционный Суд Украины отменил политическую реформу 2004 года и вернул действие Основного закона 1996 года, установив в нашей стране президентскую форму правления. Президент Украины получил полномочия самостоятельно определять кандидатуру премьер-министра и вносить её на рассмотрение Верховной Рады (ранее это делала коалиция фракций); назначать и увольнять отдельных членов Кабинета министров по представлению главы правительства (ранее это была функция парламента); без согласования с кем-либо принимать решения об отставке главы правительства, что в свою очередь вызывает автоматическую отставку всего состава Кабмина.  Тогда власть «не обратила» внимания на то, что Конституция Украины может изменяться только Верховной Радой Украины, а не по решению подконтрольного власти  Конституционного Суда. Поэтому заявление Януковича в Ростове о якобы незаконности действующей власти не имеют ничего общего с заботой о юридической точности принятых решений.

Справедливости ради, нужно отметить, что юридическая чистота в принятых решениях уже новой власти также оставляет желать лучшего. Напомним, что Янукович, еще будучи в Киеве, подписал 21 февраля с лидерами тогда еще оппозиции А.Яценюком, В.Кличком и О.Тягнибоком в присутствии международных чиновников соглашение об урегулировании ситуации в стране, в котором предусматривалось голосование в парламенте и подписание Президентом Украины закона про возвращение в действие Конституции-2004 и фактическим переходом в парламентско-президентской республике. Верховная Рада закон-то приняла, а вот тогда еще президент Янукович просто покинул страну и вне ёе пределов заявил, что ничего подписывать не будет. К слову, президент России Путин заявил намедни, что Янукович  все свои обязательства в соглашении якобы  выполнил.

Так вот, Конституция-2004 вступила в действие специальным постановлением парламента спустя время, отведенное соглашением от 21 февраля Януковичу для подписи закона про введение Основного закона-2004 в действие. С одной стороны, соглашение Януковича с тогдашней оппозицией – это не закон и не имеет такой же юридической силы, как закон, но с другой, если глава государства в течение 15 дней со дня принятия закона его не подписывает или не накладывает вето, этот закон считается введённым в действие (статья 94 Конституции Украины). Поэтому Конституция-2004 года введена в действие отсутствием не только подписи президента, но и отсутствием самого президента.

Затем парламент, согласно статьи 112 Конституции-2004, назначил исполняющим обязанности главы государства председателя парламента Александра Турчинова, попутно назначив внеочередные выборы президента на 25 мая этого года. Тут, правда, есть один юридический нюанс -  исполнять обязанности Президента Украины можно только тогда, когда сам избранный президент подал в отставку, умер, не может исполнять полномочия по состоянию здоровья  или лишился должности в результате процедуры импичмента (статья 108 Конституции Украины). Как известно, к Януковичу не подходит ни одна из вышеперечисленных причин. А вот самоустранение Януковича от выполнения своих президентских функций, согласно которой были назначены и.о. главы государства и выборы 25 мая, в Основном Законе не прописано.

Что касается назначения нового Кабинета Министров, то в соответствие со статьёй 83 Констиуции-2004, правительство формируется в парламенте коалицией депутатских групп и фракций, что и было сделано. Сначала коалиция выдвинула кандидатуру премьер-министра – Арсения Яценюка, а уже новоизбранный премьер предложил Раде кандидатуры министров.  Для стопроцентной юридической чистоты правительство должно было быть назначено на следующий день после истечения 15-дневного срока, когда президент должен был подписать закон про введение в действие Конституции-2004.  Депутаты «ускорились» по двум причинам: во-первых, Президента Украины уже не было в стране и тогда неясно было, где он вообще находится, а во-вторых, страна не должна была оставаться без исполнительной власти, которой и является Кабмин. К тому же за премьера и новое правительство голосовало в парламенте более 300 депутатов, а это конституционное большинство, намного превышающее количество депутатов из сформировавшей Кабмин коалиции.

Что касается крымских юридических особенностей, то тут ситуация вообще доведена до абсурда. Верховный Совет Крыма дважды нарушил Конституцию, назначая премьер-министром Крыма Сергея Аксенова: во-первых, его кандидатуру должен вносить Президент Украины, а на самом деле внес спикер крымского парламента, а во-вторых, за Аксенова проголосовало лишь 42 депутата при необходимом минимуме в 51 голос. Все акты «премьера» Крыма были отменены указами и.о. президента Турчинова. Незаконным также было назначение так называемого референдума о статусе Крыма: в соответствие со статьей 73 Конституции Украины, вопрос об изменении  территории Украины решается только на всеукраинском референдуме. К тому же в Украине отсутствует закон про местные референдумы. Имеем опять двойное нарушение закона со стороны самопровозглашённой крымской власти. К тому же Конституционный Суд Украины признал проведение крымского «референдума» не соответствующим Конституции Украины. А Верховная Рада Украины, основываясь на этом решении, в соответствие с пунктом 28 статьи 85 Основного Закона Украины распустила крымский парламент. Впрочем, все решения, принимаемые центральными органами власти, крымские руководители игнорируют.  Хотя на сегодня не являются законными и легитимными ни Верховный Совет Крыма, распущенный украинским парламентом, ни тем более правительство Крыма, назначенное с нарушениями закона. Поэтому получается, что на сегодня крымская власть полностью нелегитимна и незаконна.

Конечно же, следует признать, что в Украине нет традиций четкого и неукоснительного соблюдения не только законов, но и Основного Закона страны - Конституции Украины. Тем более, если несоблюдением законодательства грешат государственные чиновники и представители власти, то что можно тогда требовать от простого гражданина. Но, как ни банально это прозвучит, именно с соблюдения Конституции и законов Украины можно начать движение нашей страны вперед по пути реформирования, модернизации, соблюдения общепринятых мировых стандартов и качественных изменений в жизни именно простых людей, которые на сегодня являются едва ли не самыми законопослушными гражданами по сравнению с власть предержащими.

Просмотров: 686 | Добавил: Serg | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Чусов С.Е. Все права защищены © 2024
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz