На
прошедшей неделе Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона «Про
основы государственной языковой политики». Принятие законопроекта в первом
чтении прошло под аккомпанемент протестов возле парламента и жёсткого
противостояния между провластными фракциями и оппозицией внутри Верховной
Рады. Для чего нужен это закон и почему
его собираются принимать именно сейчас?
Законопроект «Про основы государственной языковой
политики» был принят 06 июня в первом чтении за 32 секунды без обсуждения, что
впрочем, бывает в нынешнем парламенте очень часто. Суть законопроекта в том,
чтобы разрешить в местах компактного проживания этнических групп (более 10% от
всего населения) использование родного языка этой группы. С одной стороны, это
вполне логично: если в Ужгороде проживает, к примеру, 40% этнических венгров, а
в Луганске – 70% этнических русских, то у этих граждан должно быть право
использовать свои родные языки - венгерский и русский соответственно – в
повседневной жизни. С другой стороны, запрещается ли сегодня реализация прав
национальных меньшинств на языковой теме? Многие эксперты в один голос
утверждают, что этот закон направлен, фактически, на продвижение русского языка
к статусу, близкому к государственному и это угрожает развитию именно
украинского языка как единственного государственного.
Вообще, тема русского языка не нова, её постоянно
«выставляют» на щит представители Партии регионов и коммунистов накануне
выборных кампаний, причём, безотносительно, где эти партии пребывают – при
власти или в оппозиции. Но что мешало провластным фракциям проголосовать этот
закон весной 2010 года, когда рейтинг только что вступившего в должность
Президента Украины был около 40%, а в
парламенте легко можно было «собрать» 270 депутатских голосов для принятия
решения? Сейчас же кнопки «за» нажали лишь 234 народных избранника (хотя уже
появились сообщения, что физически голосовали 172 депутата, а остальные голоса
– это карточки депутатов, которые отсутствовали на заседании). За принятие
законопроекта проголосовали фракции Партии регионов, коммунистов и часть
депутатской группы «Реформы за будущее». Против высказались фракции БЮТ-Батькивщины
и НУНС, не голосовали за документ депутаты фракции В.Литвина. Тут следует
отметить, что Литвину скоро избираться по округу в Житомирской области и его
просто не поняли бы, если бы он голосовал за этот законопроект. Хотя журналисты
«Украинской правды» провели расследование и выяснили, что именно литвиновцы
предоставили свои места для голосования для группы «Реформы за будущее», чтобы
обеспечить результативность голосования. И то, что законопроект поддержали 234,
а не 270-280 депутатов, как это бывает в последнее время, лишний раз
подтверждает явную неоднозначность принятого решения.
Возникает
вопрос: почему языковую тему всегда педалируют перед выборами? Ответ прост:
регионалы уже давно обещают своим избирателям сделать русский язык вторым
государственным. Но для этого нужно 300 голосов для внесения изменений в
Конституцию и проведения всеукраинского референдума. Понимая, что 300 голосов собрать сегодня
невозможно, придумали именно такой ход: вроде и обещание пред избирателями
выполнили – русский язык в восточных областях будет иметь практически те же
права, что и государственный, при этом не внося изменений в Основной Закон
Украины. Почему только разработчики закона и голосовавшие за него депутаты не
обратили внимания на реакцию на его принятие не только оппозиции в парламенте и
вне его, но и многих граждан возле Верховной Рады и во многих регионах страны?
Не играет ли партия власти на раскол страны по такому больному вопросу, как
вопрос языка? Давайте разберёмся на примере даже нашего города: все печатные средства
выходят на русском языке, а в масштабах страны русскоязычных газет и журналов –
порядка 80%. Большинство школ ведут обучение на русском языке, в быту мы
общаемся на русском языке. Все вывески, названия – тоже на русском языке.
Давайте зайдём в книжные магазины и посмотрим, что книг на украинском языке
гораздо меньше, чем на русском. Неужели кто-то препятствовал использованию
русского языка и сейчас, и ранее? Сегодня у всех есть выбор, какие телеканалы –
на русском или украинском языке смотреть, какие сайты посещать, на каком языке
общаться. Так зачем нужен этот закон?
Мне недавно посчастливилось побывать на Западной
Украине – во Львове, Ужгороде, Мукачево, Коломые. Я слышал на улицах, кроме
доминирующего украинского, и русский язык, и другие языки. Причём в магазинах,
кафе, на вокзале, говоря по-русски, не испытывал ни дискомфорта, ни
какого-то унижения. Никто ни разу не
сделал мне замечание по поводу того, что я говорю на русском языке. Так зачем
разжигать противостояние между разными частями Украины по языковому вопросу? Не
связано ли это со стартующей предвыборной кампанией? Ведь для Партии регионов,
рейтинг которой не соответствует амбициям её руководителей, эта тема уже как
многократно проигранная пластинка (причём проигранная во всех смыслах). Вспомним,
что глава государства весной 2010 года обещал сделать всё для объединения
страны. Неужели так поставленный вопрос в такое предвыборное и итак неспокойное
для страны время направлен для консолидации общества? Неужели власть собирается
к внешнеполитическим проблемам, связанным с политически мотивированным
уголовным преследованием лидеров оппозиции Ю.Тимошенко и Ю.Луценко, добавит ещё
и внутриполитическое противостояние?
Ситуация с русским языком в Украине похожа на
многолетнюю мыльную оперу, в которой главный герой всё обещает что-то сделать и
предпринять, но ему всегда что-то или кто-то мешает это сделать. И конца этому
сериалу не будет, и главная интрига будет жить вечно. Впрочем, впереди ещё
голосование законопроекта во втором чтении – оно состоится 21 июня. Ещё есть
время, чтобы взвесить все «за» и «против». Впрочем, наверное, не для того,
чтобы дать «задний» ход после таких усилий, затевалась вся эта история.
Впрочем, дождёмся 21 июня и посмотрим, как будут развиваться события дальше.
|