На
прошедшей неделе Конституционный Суд Украины признал не отвечающей Основному
Закону Украины норму закона «Про выборы народных депутатов», которая касается
так называемого двойного баллотирования. Теперь кандидаты в депутаты должны
определиться, где они собираются баллотироваться на предстоящих парламентских
выборах: или по партийным спискам, или по мажоритарному округу. Что означает
это решение с юридической и политической
точек зрения?
Напомним, что закон, касающийся выборов народных
депутатов, был принят осенью конституционным большинством депутатов.
Провластное большинство объясняло тогда это событие как компромисс между
властью и оппозицией: действительно, тогда блокам БЮТ и НУНС удалось внести 17 важных, по их мнению,
поправок, которые исключают возможные махинации во время организации
голосования и подсчёта голосов. Парламентская оппозиция тогда твердила о выборе
меньшего из зол, а внепарламентская оппозиция раскритиковала коллег за участие
в голосовании. Тогдашние договорённости имели смысл только в случае невнесения
изменений в закон на протяжении 2012 года.
И тогда регионалы придумали такую схему: подача
представления в Конституционный суд (КС) о признании тех или иных статей не
соответствующих Основному закону. А решение КС автоматически исключает
неконституционные статьи из закона. Получается, и волки сыты, и овцы целы: и
вроде регионалы не меняли закон, а закон всё же изменился.
Первое изменение касалось голосования избирателей за
пределами Украины по мажоритарном округам: регионалы считали, что не может
депутат-мажоритарщик представлять интересы граждан Украины, живущих в Неаполе,
Праге или Москве. Но в этом решении есть две коллизии: одна – юридическая
(теперь зарубежные украинцы, имеющие право голоса, вправе заявить о нарушении
своих прав по избранию своих народных представителей в парламент), а другая –
политическая (для таких избирателей собирались создать три дополнительных
округа в Киеве, а там у регионалов позиции не очень и оппозиция победила бы в этих
округах как по спискам, так и по мажоритарной части).
Более интересным представляется решение КС о запрете
двойного баллотирования. Осенью эту позицию в закон внесли по требованию
коммунистов и литвиновцев, которые намеревались таким образом перестраховаться:
если не проходит мажоритарщик, у него есть возможность пройти в Верховную Раду
по списку своей партии. Впрочем, такая подстраховка была выгодна и для Партии
регионов, и для оппозиции: можно было особо не переживать за мажоритарный
округ, если кандидат в депутаты находится в проходной части списка. Но теперь
такая подстраховка невозможна: или список, или округ. Юридически такой запрет на самом деле был
вынесен КС ещё в 1999 году и действовал на выборах в 2002 году (тогда они также
были партийно-мажоритарные). То есть вроде бы КС фактически подтвердил свой предыдущий
вердикт. Интересно другое – почему регионалы обратились по этому поводу в КС
сейчас, а не в 2010 году, когда проходили выборы в местные органы власти?
Напомним, что на местных выборах двойное баллотирование не запрещалось и
активно использовалось (во многом благодаря этому Партия регионов нарастила своё
представительство в городских и областных советах). Получается, что тогда это
было законно, а сейчас нет?? Или, может
быть, тогда это было выгодно для партии власти, а сейчас – нет??
При всём этом регионалы сейчас повсюду твердят: закон
мы не меняли, просто КС отменил пару статей в законе. Но представление в КС
направили именно представители Партии регионов! Таким образом, Партия регионов подвела,
прежде всего, своих партнеров по большинству – КПУ и партию Владимира Литвина. Хотя
и для оппозиции это решение также усложнит возможность формирования и партийных
списков, и кандидатов по мажоритарным округам. Тем более что «Батькивщина»,
«Фронт перемен» и «Свобода» договорились в мажоритарных округах выставить
согласованные кандидатуры. А теперь возникает дилемма: кого отправить на округ,
а кого взять в список. Впрочем, у регионалов возникнет та же проблема, но у
власти есть административный ресурс, которым можно добрать недостающие голоса
на выборах, а у оппозиции, да и у коммунистов тоже такой возможности нет. Получается,
что борьба за мандат депутата на мажоритарных округах будет ещё жестче, чем
предполагалось. А учитывая, что ставки очень высоки – теплёнькое депутатское
место на предстоящие четыре года, то для достижения цели все средства могут
быть хороши.
Получается такая типичная для украинской политики
ситуация: сначала принимается компромиссный закон, при этом голосовавшие за
него регионалы обещают его не изменять, а затем по инициативе тех же депутатов от той же Партии регионов подаётся представление в КС, а суд
принимает нужное решение, отменяя компромиссные статьи этого закона. Можно ли в
дальнейшем о чём-то договариваться с регионалами даже их партнёрам –
коммунистам и литвиновцам, не говоря уже про оппозиционные партии?
Впрочем, даже несмотря на уверения лидера фракции
Партии регионов Александра Ефремова, что закон впредь менять они не будут, есть
сомнения, что ещё какая-нибудь группа депутатов не захочет через КС отменит ещё
пару-тройку статей закона или придумать ещё какой-то вариант, при котором можно было бы подредактировать закон уже
непосредственно в парламенте, чтобы, к примеру, привести его к «европейским
стандартам». Такова украинская политика – главное не то, о чём договорились, а
главное, чтобы эти договорённости не изменили в пользу одной из
договаривающихся сторон. И кто будет потом договариваться с теми, кто «ровнее
всех равных»??
|