25
февраля, в годовщину вступления в должность Президента Украины Виктора
Януковича, в Брюсселе состоялся саммит Украина – ЕС. В мероприятии, кроме
украинского главы государства, приняли участие высшие руководители Европейского
Союза. Чего же хочет Украина от европейского сообщества и что, в свою очередь,
ждет ЕС от нашей страны?
Прежде всего,
напомним, что курс нашей страны на европейскую интеграцию закреплен юридически:
летом 2010 года Верховная Рада Украины приняла закон, в котором четко
указывается, что конечной целью нашей страны является членство в Европейском
Союзе. Но до этого момента Украине
необходимо пройти ещё долгий путь, чтобы соответствовать рамкам ЕС и стандартам
всех основных сфер жизнедеятельности организации европейских стран.
Для начала Украина должна подписать с ЕС договор об
ассоциативном членстве в организации, в котором будут чётко указаны цели,
сроки, обязанности сторон и необходимая законодательная база, которая не
только должна быть создана в нашей
стране, но и эффективно работать. Вряд ли кто-то будет против движения нашей
страны к европейским стандартам оплаты труда, к независимому и справедливому
правосудию, к стабильным налогам и прозрачностью их уплаты, к цивилизованным
правилам выборного, миграционного, таможенного и др. законодательств. Кроме
того, Украина стремится подписать с ЕС договор о зоне свободной торговли,
который позволит увеличить оборот товаров со странами Евросоюза, расширить сбыт
украинских товаров на внешних рынках и, соответственно, увеличить поступления в
бюджет, создать дополнительные рабочие места и эффективно развивать собственное
производство.
Договор об ассоциации и зоне свободной торговли, в
принципе, уже согласован Украиной со странами Европы. Принятие этих документов
существенно приблизит нашу страну к европейским стандартам жизни, правосудия,
ведения бизнеса. При этом для крупнейших украинских промышленных групп,
занимающихся экспортом металлургии и продуктов химической промышленности (а
это, напомним, вотчина всех украинских олигархов), подписание договоров с ЕС
позволит существенно увеличить поставки своей продукции на европейские рынки (в
отличие от российского рынка, который искусственно ограничил поставки этих
товаров из-за внутренней конкуренции в самой России). Таким образом, выгоды
Украины от подписания двух важнейших соглашений с ЕС очевидны, но….
Но за последние
два года создаётся устойчивое впечатление, что украинская власть делает всё возможное, чтобы
эти соглашения не подписывать (а российская сторона явно ей в этом помогает). В
последние пару лет ухудшилось состояние с соблюдением основных прав и свобод
человека, коррупция увеличилась в разы,
«справедливое» украинское правосудие на весь мир продемонстрировало свою
сущность на примере дел Юлии Тимошенко,
Юрия Луценко и других бывших чиновников. В 2012 году встречу украинского
президента с руководителями ЕС отменили, и вот саммит 25 февраля должен был
дать ответ, продолжает ли Украина свой путь к подписанию соглашений.
Встреча В.Януковича с руководителями ЕС тет-а-тет длилась
два часа вместо положенных 20 минут. Европейские чиновники предложили Украине обратить внимание, среди
прочих, на три главных вопроса, от решения которых и будет зависеть, подпишет
ли ЕС с Украиной два договора в ноябре этого года. Первый вопрос - это проблема
выборочного правосудия, политически мотивированное преследование Юрия Луценко и
Юлии Тимошенко. Евросоюз мая этого года требует
реформировать судебную систему и решить проблему избирательного правосудия,
олицетворением которой являются Ю.Тимошенко и Ю.Луценко. Так что уже в мае будет понятно, есть ли
прогресс в этих вопросах и можно ли ожидать результат, то есть освобождение Луценко и решение проблемы
Тимошенко (так, по крайней мере, обещал решить вопрос В.Янукович во время
встречи с еврочиновниками).
Второй вопрос – это принятие нового закона о выборах.
Прошедшие парламентские выборы только подтвердили, что смешанная модель
(мажоритарная часть и «партийная») не является наиболее приемлемой и
справедливой. Тем более ЕС в позапрошлом году выделял средства для разработки
нового выборного законодательства, а в Европе не принято деньги своих налогоплательщиков
выбрасывать на ветер. Поэтому Евросоюз и требует, чтобы разработанное на
европейские деньги законодательство было принято. И, наконец, третий вопрос –
это реформа прокуратуры и органов юстиции. Решение этого вопроса напрямую касается
практически всех украинцев, сталкивавшихся с украинскими прокуратурой,
милицией, судами.
Не забудем и про то, что Россия очень не хочет
сближения Украины и ЕС. И украинская власть пытается играть в треугольнике
Россия – Украина – Евросоюз, намереваясь
получить максимум и от северного соседа, и от европейцев. К тому же надежды Виктора Януковича на соглашение основаны на предположении о
том, что ЕС не хочет терять Украину в пользу Таможенного союза России, а не на
любых реформах, которые он мог бы осуществить. Ведь для этого нужна будет вера
в европейские ценности, которой украинский президент и его команда не
разделяют. Вместо этого украинская власть полагает, что переговоры с ЕС
являются разменной монетой, которой
можно играть против России, пытающейся заманить Украину в Таможенный союз
дешевым газом. Аналогично и переговоры по Таможенному союзу должны явно
способствовать, по мнению украинской стороны, движению нашей страны к ЕС,
который не хочет терять Украину из сферы своих интересов.
Таким образом, саммит, состоявшийся 25 февраля,
является позитивом уже в самом факте своего проведения и общения на высшем
уровне. Очевидно, что состоялся непростой, но важный разговор между лидерами ЕС
и президентом Украины Виктором Януковичем, который выразил удовлетворение
проведёнными переговорами. Вместе с тем, означает ли это, что президент готов
проявить политическую волю по делам Луценко и Тимошенко, мы увидим в ближайшие
время, до совета Украина - ЕС, который должен состояться в июне месяце. Важным
сигналом можно назвать и акцентирование
президентом Украины В.Януковичем внимания на том, что евроинтеграция остается
приоритетом Украины, что является важным фактором особенно для тех, кто
размышлял над другим интеграционным курсом Украины. Впрочем, многие эксперты
сомневаются в том, что украинские власти выполнят условия для подписания
соглашения об ассоциации. И скептиков в этом вопросе немало: сможет ли
украинская власть переступить через собственные амбиции (особенно касаясь
лишения воли и возможности ведения политической карьеры своими оппонентами в
лице Тимошенко и Луценко) и противодействие российской власти, чтобы в ноябре
на саммите в Вильнюсе подписать необходимые документы для продвижения по пути
евроинтеграции?
Поэтому на сегодняшний момент отношения Украины и ЕС
напоминают любовь по контракту: ЕС хочет «получить» Украину, но только прописав
необходимые для этого условия, Украина же хочет быть с Евросоюзом, желательно вообще
не выполняя этих условий. Сможет ли Европа окончательно «влюбить» в себя
Украину хотя бы контракту, состоится ли «бракосочетание» в ноябре этого года и не сбежит ли невеста
(Украина) прямо из-под венца к соседу (России), давно мечтающему о ней (правда,
тоже не по любви, а из-за имущества), покажут уже ближайшие месяцы.
|