Верховная Рада Украины приняла новый закон «Про выборы
народных депутатов», которым определила правила проведения парламентских
выборов 2012 года. Главной же неожиданностью стало даже не смена системы
проведения выборов, а голосование за закон конституционного большинства - 366
депутатов, в том числе и части парламентской оппозиции. Попробуем разобраться,
за что проголосовали депутаты и почему
оппозиция дала «добро» на изменение правил проведения выборов.
Начнём с сути
принятых решений. Во-первых, изменяется система проведения выборов – с
пропорциональной (когда избиратели голосовали только за список политических
партий и их блоков) на смешанную (теперь половину депутатов мы будем выбирать,
как и прежде, по партийным спискам, а другую половину – по мажоритарным
округам, то есть будем голосовать за конкретного человека). Во-вторых, законом не
предусмотрено участие в выборах блоков политических партий. В-третьих,
повышается проходной барьер для попадания в Верховную Раду – с нынешних 3% до
5%.
Вспомним, что по предыдущей, чисто партийной системе,
проходили очередные выборы 2006
г. и внеочередные
выборы 2007 года, в которых победила тогдашняя оппозиция – Партия регионов.
Кстати, обе те выборные кампании были признаны всем ведущими странами и
организациями как честные и демократичные. Поэтому возникает первый вопрос:
зачем регионалам менять систему, по которой они дважды выигрывали и которую
признали демократической? Вспомним также, что во время выборной кампании 2010 года
тогдашний кандидат в президенты Виктор Янукович предлагал ввести систему
открытых партийных списков (это когда избиратели голосуют за конкретного
представителя конкретной политической силы и проходит в парламент тот, кто
набрал в своей партии наибольшее число голосов). Почему же Виктор Фёдорович не
предложил законопроект, предполагающий выполнение одного из своих предвыборных
обещаний?
Ответ на эти вопросы по поводу новой системы выборов
дают политологи и социологи. Преодолеть новый барьер на выборах сегодня по
силам лишь трём политическим силам: Партии регионов, Всеукраинскому объединению
«Батькивщина» (БЮТ) и партии «Фронт перемен». Есть шансы преодолеть барьер ещё
коммунистам и Всеукраинскому объединению «Свобода», которые на сегодня ещё не
набирают нужные 5%. Получается, что на сегодня суммарный рейтинг провластных
сил меньше, чем рейтинг оппозиции, и глава государства рисковал бы получить в 2012 г. неконтролируемый
парламент. Смешанная же система получила хорошую «апробацию» на местных выборах
прошлого года, где регионалам удалось не только сохранить, но и за счёт
мажоритарщиков даже нарастить своё представительство в местных советах.
Тогда почему за не очень выгодный для себя закон
голосовала оппозиция – «Фронт перемен», часть БЮТ и часть «Нашей Украины»? Сами
оппозиционеры объяснили это правилом «выбора из двух зол меньшего». Во-первых,
в принятом законе были учтены 17 поправок оппозиции из 20 (кроме озвученных
выше о системе выборов, о запрете блоков и проходном барьере – тут регионалы
«стояли насмерть»). Эти поправки касались технических моментов организации
проведения выборов. Во-вторых, если бы оппозиция не голосовала за закон, то
лидер парламентской фракции регионалов А.Ефремов предлагал бы тогда другой
законопроект, который содержал много недемократических норм, а эксперты
называли его явно направленным на фальсификации. Поэтому парламентская
оппозиция и выбрала из двух зол меньшее – проголосовала за закон со своими
поправками. Наконец, если вообще абстрагироваться от ситуации с принятием
закона, следует признать, что нынешняя Верховная Рада не имеет серьёзных полномочий,
что было до возврата к президентской форме правления. Если раньше коалиция
парламентских партий выдвигала кандидатуру премьер-министра и формировала
состав правительства, назначала Генпрокурора, главу СБУ и других чиновников, то
теперь все эти вопросы решаются в кабинете главы государства. Поэтому
критиковать парламентскую оппозицию за голосование будет не совсем корректно.
Однако внепарламентская оппозиция – лидер партии
«Удар» В.Кличко, лидер «Свободы» О.Тягнибок, глава партии «Гражданская позиция» А.Гриценко
раскритиковали новый закон, обвинив оппозицию в пособничестве власти. Эмоции
этих партий понятны – 5% теоретически преодолеть смогут только Тягнибок и с
большой натяжкой Кличко (и то, если хорошо постараются). Но при этом они забыли
одно – у Партии регионов, коммунистов,
литвиновцев и примкнувших к ним перебежчиков, которых назвали «тушками»,
хватило бы голосов для утверждения закона и без голосов оппозиционных партий. Вот
только был бы такой закон гораздо хуже нынешнего – это признают все. А у
оппозиции сейчас есть реальный шанс объединить усилия: согласовать единые
кандидатуры по мажоритарным округам и поддерживать их всеми силами оппозиции,
координировать свои действия в
избирательных комиссиях, не критиковать и не обвинять друг друга, в партийные
списки взять только тех, кто впоследствии не пополнит ряды провластных фракций.
Кстати, принятый закон уже простимулировал некоторые
политсилы к объединению. Так, Социалистическая партия Украины объединит в себе
около десятка левых партий. Уже начаты переговоры об объединении и правых сил –
«Нашей Украины», партии «Собор», Украинской народной партии, Конгресса
украинских националистов. Так что новый закон будет благоприятствовать к
укрупнению политической карты Украины, что также будет способствовать развитию
общественно-политических институтов в нашей стране.
Виктор Янукович, кстати, может ещё принятый закон и не
подписать: в нём есть норма, противоречащая решению Конституционного Суда о
невозможности одному и тому же кандидату баллотироваться и по списку, и в
мажоритарном округе. Но учитывая, что эта норма действовала во время местных
выборов и, помня про выборочное отношение к Основному Закону, предположим, что
это не станет преградой для подписания закона Президентом Украины.
Таким образом, в случае подписания закона главой
государства предвыборная кампания, фактически, уже стартует. И всё же несколько
вопросов ещё останется. Будут ли участвовать в выборах в Верховную Раду Юлия
Тимошенко и Юрий Луценко? Если нет, то будут ли по-настоящему легитимны их
результаты, если лидеры оппозиции не смогут принять участие в выборах? Не
возникнет ли соблазн у провластных партий подкоррекрировать закон за пару
месяцев до выборов (как это было во время президентской кампании)? Ведь для регионалов и их союзников главное
иметь в будущем парламенте как минимум 226 голосов, а как максимум – получить
300 депутатских мест для возможного изменения Конституции Украины. У оппозиции
противоположная цель: задача-минимум – 151 депутат для недопущения
переписывания Основного Закона, а задача-максимум – получить не менее 226
голосов для контроля исполнительной власти и принятия необходимых законов.
Впрочем, политическая жизнь
Украины непредсказуема и делать какие-то выводы сегодня очень трудно. На
предвыборную ситуацию будет влиять всё – и состояние экономики страны, и рост
благополучия граждан Украины, и объединительные процессы внутри политических
партий, и участие в выборах Тимошенко и
Луценко, и многое другое. Так что вполне может быть так, что принятый закон про
выборы будет использован лишь как ширма для продавливания от власти своих
кандидатов, а может и способствовать признанию результатов выборов в
демократических странах, повышая шансы Украины для дальнейшей интеграции в
европейское сообщество. В обоих случаях перипетии при принятии закона о выборах
тогда уже не будут иметь никакого значения.
В конце концов, всё в руках украинских избирателей – именно им решать,
напротив какой партии и кандидата нужно поставить галочку в избирательном
бюллетене. И тогда никакие хитроумные политические комбинации не будут иметь
никакого успеха.
|