В
Красном Луче уже дважды переносились сроки школьных осенних каникул. На первый
взгляд, между каникулами в школе и началом отопительного сезона нет никакой
связи. Но у нас в городе уже давно эти два события являются прямо зависимыми
друг от друга.
Напомним, что 26 сентября 2013 года решением
исполнительного комитета Краснолучского городского совета были перенесены сроки
осенних каникул на 15-27 октября. На следующий день управление образования
Краснолучского горсовета издаёт приказ №282, согласно которому не только
переносятся сроки каникул, но и указывается дата начала отопительного сезона в
школах города – с 28 октября (то есть после окончания перенесённых осенних
каникул). В этот же день управление образования издало приказ №294 про
соблюдение температурного режима в школах. Затем почти неделю температурный
режим в школах составлял 12-13 градусов. Наконец, 4 октября на
пресс-конференции городской голова М.Филиппова объявила о включении отопления в
школах и указала на безответственность руководства управления образования,
отстранив его начальника Т.Н.Поскрякову от выполнения служебных обязанностей.
Наконец, на прошедшей неделе было заявлено о возвращении прежнего срока каникул
– с 28 октября по 3 ноября, при этом всю неделю в школы подавалось тепло. Это
сухие факты произошедших событий, которые уже известны большинству горожан. Но
есть несколько существенных нюансов, о которых либо упоминают вскользь, либо
вообще умалчивают.
Во-первых, инициатива переноса школьных каникул
исходила не от управления образования, а от исполкома Краснолучского горсовета.
Теперь задумаемся, а зачем чиновникам горсовета переносить каникулы в школе?
Правильно, чтобы сэкономить бюджетные средства, предназначенные для отопления
общеобразовательных учреждений города. Собственно, и в решении исполкома и
указана причина переноса каникул – в связи с экономией бюджетных ресурсов. Таким
образом, управление образования просто продублировало решение исполкома о
переносе каникул. Если такое решение было принято, то при его подготовке можно
было бы сделать запрос в МЧС и поинтересоваться температурным режимом в
ближайшей перспективе? В конце концов, в крайнем случае, неужели трудно было
зайти в интернет и посмотреть прогноз погоды на ближайшие две недели, из
которого явно было бы видно, что первая неделя октября была бы аномально
холодной со среднесуточной температурой в 2-5 градусов? И принимать то решение, которое в итоге
приняли, было просто нельзя. Учитывая, что куратором сферы образования в мэрии
является заместитель городского головы по социальным и гуманитарным вопросам
Л.И.Мягкая, то ни решение исполкома о переносе каникул, ни последующие
нормативные документы управления образования о начале отопительного сезона не
могли быть приняты без её ведома. Но экономия в образовании города началась ещё
раньше (если вообще когда-либо прекращалась) – именно Людмила Ивановна в конце
сентября проводила собеседования с директорами школ по поводу оптимизации
расходов в образовательной сфере города (проще говоря, по урезанию всех
возможных статей расходов).
Во-вторых, все мы знаем срок официального начала
отопительного сезона – 15 октября (значит, срок в 28 октября как день начала
подачи тепла уже нарушал действующее законодательство). Но мало кто помнит, что
отопление можно включить и раньше, если на протяжении трёх дней среднесуточная
температура держится на уровне 8 градусов тепла и менее. Кстати, в приказе
управления образования №294 от 27 сентября указано, что теплоноситель должен
быть подан при температуре наружного воздуха в +9 градусов!
По информации сайта meteo.ua, среднесуточная
температура 27 сентября (в день подписания приказа о переносе отопительного
сезона) составила 8,88 градуса, то есть
приближалась к отметке в 8 градусов, при которой уже нужно было включить
отопление. Далее: 28 сентября – 5,97 градуса, 29-го – 5,93 градуса, 30-го –
5,71 градус, 1 октября – 5,63 градуса («рекорд» был 5 октября – 2,17 градуса).
То есть, согласно закону, уже 1 октября отопление в школах должно было быть включено.
Но его не включили ни 1-го, ни 2-го, ни утром 3-го октября. Благодаря
неравнодушным родителям учащихся и просто ответственным гражданам, которые
просто атаковали все возможные горячие линии, ситуация изменилась. Городская
власть (нужно отдать ей должное!) оперативно отреагировала на обращения
граждан: уже во второй половине 3 октября отопление появилось в большинстве
школ, а 4 октября тепло стало практически повсеместно в учебных учреждениях
города. Но даже без статистических показателей температурного режима, просто
выглянув в окно или пройдясь по улице, кому было непонятно, что отопление нужно
было включить ещё в начале недели, а не в конце после многократных обращений
родителей учащихся??
В-третьих, 4 октября городской голова заявила об отстранении
начальника управления образования от служебных обязанностей на время проведения
служебного расследования. Однако уже 9 октября со страниц коммунальной газеты мэр
города заявила, что Т.Поскрякова получила строгий выговор за срыв начала
отопительного сезона, а в четверг Татьяна Николаевна присутствовала на встрече
выпускников нескольких школ с представителями Луганского университета
внутренних дел. Получается, что если в пятницу, 4 октября, Т.Поскрякова была отстранена
от должности, то уже во вторник стали известны результаты служебного
расследования? Обычно для расследования возможных недостатков в деятельности
чиновников создают комиссию, которая внимательно исследует все обстоятельства,
докладывает громаде о результатах и на основании выводов комиссии принимается
решение. В это время вместо отстраненного от работы начальника его обязанности
должен выполнять первый заместитель. Могла ли комиссия за полтора рабочих дня
провести полное и объективное расследование? И вообще есть подозрение, что
никакой комиссии не создавали, никакой проверки не проводили, а начальника
управления образования просто сделали в данной ситуации козлом отпущения.
Справедливости ради, следует отметить, что перенос
каникул в школе (как и перенос начала отопительного сезона) – это не
краснолучское ноу-хау: к примеру, в Лисичанске каникулы стартовали с 7 октября,
в Луганске – с 14 октября. То есть экономят везде, но всё же в каждой экономии должна
быть мера. Директора же учебных заведений являются просто заложниками ситуации:
автономные котельные школ не относятся к структуре общеобразовательного
учреждения и когда начинать отопительный сезон (равно, как и когда его
заканчивать) решают «взмахом флажка в ставке главнокомандущего».
А вот если бы у нас школе, как в европейских странах
(например, во Франции) каждой школе сразу выделяли бы весь годовой бюджет (из
расчета затрат на одного ученика умноженных на
количество учащихся). Тогда бы директор сам решал, на чём экономить,
куда тратить эти сэкономленные деньги – на ремонт, покупку оборудования или
установку пластиковых окон. А так получается, что руководители школ, как бедные
родственники, получают средства только на оплату коммунальных услуг и
заработную плату (и то не в полном объёме, учитывая бесплатные отпуска учителей
и постоянные переносы сроков отопительного сезона). И даже если директор школы
что-то сэкономил, деньги попадают в «общий котёл» городской системы образования
и идут, как правило, на текущее «латание дыр» в бюджете.
В аналогичной ситуации находится и местный бюджет по
отношению к госбюджету. Каждый год на
сферу образования в городе выделяется около 90% необходимых средств, депутаты
городского совета голосуют за бюджет, в котором уже много лет не находится в
полном объёме средств на последний квартал года. В начале года депутаты думают,
что Кабмин летом внесёт дополнения в госбюджет и местным бюджетам перепадут
дополнительные субвенции, из которых и можно покрыть недостачу в
финансировании. Но правительство сейчас само «без денег», поэтому местные
бюджеты выкручиваются как могут: берут ссуды и займы, ну и, конечно, экономят
(иногда чрезмерно).
Понятно, что средств в бюджете всегда не хватает. Вот
только пять лет назад это прикрывалось
недостаточным финансированием от «оранжевого» правительства, а сейчас вроде бы
с эти всё в порядке – вертикаль власти выстроена чётко под одну политическую
силу (от президента до мэра). Так может быть проблема наполнения бюджета и его
расходование кроется в других причинах, не зависящих от «цвета» правительства?
Ведь проблемы с полным финансированием образования остаются уже на протяжении
многих лет. Поэтому и приходится начинать и заканчивать отопительный сезон
раньше, сдвигая сроки школьных каникул, и «стимулировать» учителей брать
бесплатные отпуска для экономии фонда оплаты труда, и не оплачивать большинство
школьных кружков, руководители которых работают за честное слово. Можно взять и
отменить деление вторых классов на подгруппы по изучению информатики (как
сделали в этом году), что является прямым нарушением приказа Министерства
образования и науки. И так далее.
Таким образом, для того, чтобы директор школы не ломал
голову над экономией и не выпрашивал у управления образования даже то, что
положено школе по закону, а, соответственно, городские власти не занимались
практически тем же (но уже в других масштабах и не только в образовании, но и
других сферах) по отношению в центральным органам власти, необходимо больше
полномочий передавать местным органам власти. То есть проводить децентрализацию
власти, больше налогов оставлять в местный бюджет, на который возложили многие
функции по жизнедеятельности бюджетных учреждений, но «забыв» наделить их
финансовыми ресурсами. А для децентрализации власти необходимо….желание самой
этой власти. И что тут сработает – сиюминутные выгоды от разрулирования
бюджетных потоков в ручном режиме, которые ежегодно будут натыкаться в четвертом
квартале на нехватку ресурсов и в итоге приводить к не всегда и не совсем
разумной экономии. А может быть, взгляд в европейское будущее этой страны,
которая будет жить и после этих руководителей и чиновников, а также введение
принципов конкуренции, финансовой самостоятельности, бюджетной эффективности. И
от этого выбора во многом будет зависеть и финансовое благополучие местных бюджетов,
и более быстрое решение проблем городской громады, и, наконец, соблюдение
сроков как начала, так и окончания отопительного сезона в школах.
|