В конце мая прошлого года на украинских железных дорогах стали
курсировать поезда корпорации «Хюндай», закупленные в Южной Корее специально для перевозки пассажиров на Евро–2012. Поезда выгодно отличались от отечественных и дизайном, и удобством
вагонов, и качеством сервиса, и, правда, немалой ценой. Все преимущества новых
поездов мне посчастливилось испытать лично во время одной из первых поездок по
маршруту Киев – Львов. Но тогда было лето и было тепло, а вот когда пришла
зима, начались проблемы. Собственно, если всё проанализировать без эмоций, то
все эти на первый взгляд неожиданности с
частыми поломками корейских поездов на самом деле были вполне ожидаемыми.
Никто, в принципе, не ставит под сомнение
необходимость введения скоростного железнодорожного сообщения в Украине. Очевидно,
что и качество, и надёжность, и комфорт корейских скоростных поездов тоже, в принципе,
не обсуждается. Но вот даже мало-мальски грамотному специалисту понятно, что перед
тем, как запускать новую технику в эксплуатацию, её нужно как минимум год
обкатывать на украинский железнодорожных путях, и главное - во всех сезонах. Зимняя
обкатка является обязательной, ибо снег
налипает, техника замерзает, снег попадает в электродвигатели, перекрывается
электрическое оборудование - об этом знают даже простые машинисты. К тому же в
Южной Корее зима хоть и морозная, но малоснежная, и рельсы там уже, поэтому обкатку во всех условиях там невозможно было провести
и полностью собранные вагоны для Украины полноценного тестирования не прошли. А
испытания в условиях тамошнего завода, где корейцы установили небольшой участок
нашей колеи, обкаткой не назовешь. Как говорят специалисты, на обкатку новых, к
тому же заграничных поездов, необходим минимум год. А у нас это всё уместилось
в два месяца!
Вспомним, сколько раз откладывали запуск «Хюндаев» в
эксплуатацию - сначала обещали это чудо техники на первомайские праздники,
затем 15 мая, в конце концов, оно поехало с первыми пассажирами 27 мая. А
вместо обещанных шести поездов до начала Евро поехало только три ... и те время
от времени выходили из строя. Тогда не все ещё понимали (а многие просто не
знали), что задержки поездов в пути были связаны с серьезными неполадками при
обкатке, и корейцы просто не давали добро на их эксплуатацию, о чем
неофициально говорили в «Укрзализныце». Мало кто знал тогда о вопиющих случаях
уже при первых обкатках «Хюндаев», которые сигнализировали о будущих проблемах.
«Когда поехал первый «Хюндай» обкатываться из Харькова
в Золочев, его раскачали из стороны в сторону так, что своим кузовом он
цеплялся за высокую платформу. Качали так, что лыжа пантографа (токоприемник,
соединяющий вагон с контактными сетями) подлетела под провод и порвала
контактную сеть. Нужно ли такое было запускать в эксплуатацию?», - рассказывает
машинист Южной железной дороги Николай Верба.
«У нас в Полтавской области был случай: «Хюндай»
остановился на подъеме и заблокировались все двери! Поэтому локомотивная
бригада не могла выйти, чтобы закрепить для того, чтобы поезд не покатился. А он
покатился, и, слава Богу, что спуск был маленький, и поезд остановился, но это
была аварийная ситуация, и об этом никто не говорит», - говорит в интервью
изданию «Украина молодая» машинист кременчугского депо Сергей Москалец. Просто элементарно украинская путевая
инфраструктура не готова к скоростному движению со всеми её составляющими.
Самое интересное, что у нас есть свой «хюндай» – скоростной межрегиональный поезд повышенной
комфортности Крюковского вагоностроительного завода, который уже находился в
эксплуатации на Южной железной дороге. Крюковский поезд адаптирован к
украинской железной дороге, к тому же и стоимость его на треть меньше цены «Хюндая». Но инвестиции в собственного производителя
уступили место сиюминутной выгоде от быстрой покупки заграничных поездов.
Поэтому и «маємо те, що маємо»: как только выпал первый снег и ударили морозы, поезда просто стали
останавливаться, ибо фактически не приспособлены функционировать при таких погодных
условиях. Плюс в корейской технике есть одно неприемлемое для украинских реалий
правило: в случае малейшего отклонения в программах, задающих параметры
жизнедеятельности «Хюндая», там просто автоматически блокируются все параметры
движения и срабатывает система аварийного торможения, после чего «Хюндай» можно
только оттащить нашим «советским» локомотивом до ближайшей станции. Хитом
интерет-пространства стал любительский ролик, в котором грозный корейский поезд
толкает до ближайшей станции простой чешский старенький тепловоз.
И то, что
обычная шестичасовая дорога из Донецка в Киев занимает вдвое больше времени с несколькими часами ожидания в холодных и
тёмных вагонах евро-класса за довольно приличные деньги – это, в общем-то,
пустяк по сравнению с «масштабными инвестициями» в очередное дутое
и мнимое «покращення», на этот раз качества перевозок пассажиров.
|