Четверг, 28.11.2024, 21:49
Персональный сайт Чусова Сергея Евгеньевича
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Время
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
 Блог
Главная » 2013 » Октябрь » 5 » Несколько аспектов мониторинга в пятых и десятых классах
16:32
Несколько аспектов мониторинга в пятых и десятых классах

Как известно, в октябре в школах Украины состоятся мониторинговые исследования качества общего среднего образования по результатам обучения учащихся в начальной и основной школе, которые будут проходить учащихся пятых и десятых классов. Рассмотрим некоторые проблемные аспекты проведения данного мониторинга, регламентированного приказом Министерства образования и науки Украины № 995 от 17.07.2013 г.

Методические аспекты

Во-первых, проведение мониторинга качества образования на седьмой неделе текущего учебного года (напомним, что в этом учебном году уже будет проведено от шести до 24-х уроков по соответствующим предметам) приведет к тому, что результаты мониторинга качества обучения в предыдущем учебном году нельзя будет признать «чистыми» из-за очень большой погрешности в итоге.

Во-вторых, приказом № 995 определено направление проведения мониторинга: «результаты учебной деятельности учащихся в начальной и основной школе». Но результат «учебной деятельности учащихся» уже проверен при государственной итоговой аттестации в мае прошлого учебного года. Поэтому повторная проверка усвоения учебного материала является или недоверием к объективности работы государственных комиссий (на каком основании?) или проверкой долговременной памяти выпускников и, следовательно, никак не проверкой «результатов учебной деятельности». Возможно, было бы целесообразным определить направлением проведения мониторинга «качество (или результативность) предоставление образовательных услуг в начальной и основной школе». Но в этом случае тестировать нужно было бы уже не «стрелочника» - ученика,  а условия учебно-воспитательного процесса, материально-техническое, научно-методическое, кадровое обеспечение учебных заведений, проблемные вопросы в организации учебно-воспитательного процесса. А это уже, разумеется, деятельность государства, органов власти и управления, то есть тех, кто предоставляет образовательные услуги. В таком случае и результаты мониторинга, и проблемы, влияющие на качество образовательных услуг, можно было бы учесть в дальнейшей деятельности и определить степень их влияния на обеспечение качества образования.

В-третьих, проведение мониторинга предусмотрено только для учеников 10-х классов общеобразовательных учебных заведений. А как же бывшие девятиклассники, которые сейчас обучаются в техникумах и училищах? Напоминаем, что около половины выпускников основной школы продолжают обучение в училищах и техникумах и не участвуют в мониторинге качества образования. Следствием исключения определенных категорий выпускников основной школы, тем более в таком количестве (около 50%), является признание выборки для проведения мониторинга нерепрезентативной, и, как следствие, результаты такого мониторинга ни в коем случае нельзя признавать объективными. Вопрос: кому нужен такой полуфабрикат, и какие выводы и рекомендации можно сделать на этом основании?

Юридические аспекты

Приказ Минобразования Украины № 995 указывает, что мониторинг проводится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 1283 от 14.12.2012 г. «Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества образования». Но в п.13 этого Порядка указано, что «Мониторинг проводится исполнителями в пределах средств, предусмотренных им в соответствующих бюджетах, а также за счет других источников». К сожалению, местными бюджетами на 2013 год не предусмотрены расходы на проведение мониторинга качества образования в 5-х и 10-х классах муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе на приобретение сборников задач и оплату работы учителей при проведении мониторинга. Кстати, дополнительная оплата работы педагогов в ходе проведения мониторинга является обязательной потому, что эти контрольные работы не предусмотрены в учебных программах и не входят в тарификации учителей. Кроме того, оплата за проверку письменных работ учащихся не предусмотрена нормативными документами по большинству предметов, включенных в порядок проведения мониторинга (за проверку тетрадей платят лишь языковедам и математикам).

Таким образом, все расходы на проведение мониторинга (обеспечение учебных заведений сборниками задач и оплата труда педагогов за пределами учебного плана и тарификационной нагрузки) должны осуществляться (согласно тому же постановлению Кабмина № 1283 от 14.12.2012 г) исполнителем проведения мониторинга, которым по приказу Минобразования является Институт инновационных технологий и содержания образования. Вопрос на засыпку: поступят ли в школы сборники заданий в нужном количестве за счёт исполнителя мониторинга - Института инновационных технологий и содержания образования (как это должно быть в соответствии с постановлением Кабмина) или будет реализована опция «из других источников» из того же постановления? И кто будет этими пресловутыми «другими источниками», учитывая, что местные бюджеты сейчас «заняты» поиском средств для выплаты зарплат и социальных пособий на четвёртый квартал года?

Кроме того, если Минобразования Украины предусматривает участие педагогических работников в проведении мониторинга качества образования на безвозмездной основе, не превышающей тарификационной нагрузки учителей, то приказ министерства необходимо было бы согласовать с Центральным советом профсоюза работников образования, чего тоже сделано не было.

Организационные аспекты

Результативность учебной деятельности учащихся проверяется при проведении государственной итоговой аттестации. Поэтому мониторинг можно проводить до проведения государственной итоговой аттестации. В таком случае мониторинг может и должен определить проблемы и помочь достичь лучшего результата, а это и есть его ведущая цель. Проведение же мониторинга после официального законного определенного результата имеет совсем другую цель. Также, проведение мониторинга качества образования средствами тестирования ни в коем случае не требует «поголовной» проверки. Опыт проведения мониторинговых исследований TIMSS и других показывает, что более рациональные, более объективные и более репрезентативные варианты проведения мониторинговых исследований.

К слову, варианты тестов для выполнения их учениками будут объявлены в 12.00 накануне дня, определенного графиком проведения мониторинга. Зачем тогда вообще его проводить? Какова цель мониторинга, если задания становятся известны практически за сутки до проведения?

Другие аспекты

Все чиновники от образования накануне 1 сентября в один голос твердили о новом стандарте образования для пятиклассников, об их адаптации и к новым условиям обучения, и к новым программам. Ведь появились новые предметы, учителя, возрос объем информации, стал интенсивнее ритм жизни учеников. Именно в этот период возникают трудности в психологическом развитии детей, им свойственна повышенная возбудимость, тревожность. Было рекомендовано на протяжении первых двух месяцев не выставлять оценки (а в некоторых школах по их решению такой период без оценок можно было установить и до декабря 2013 г.). И что же мы видим? Перегружать детей нельзя, оценки ставить не нужно, а написать за десять дней пять контрольных работ, назвав их мониторингом качества образования (естественно, с их оцениванием), – так это пожалуйста.

После анализа всех аспектов мониторинга возникает ещё одна версия их проведения. До боли тривиальная и прозаическая – зарабатывание денег, просто коммерция. Посчитайте, сколько пятиклассников и десятиклассников обучается в наших школах. Каждому ученику нужно будет приобретать сборник с заданиями (бланк с ответами у каждого ученика должен быть взят из сборника, а не ксерокопирован). В 5 классе пять тестируемых предметов, в 10 классе – десять. Каждый сборник стоит 20 грн. Получаем, в 100 грн. родителям пятиклассников и в 200 грн. родителям десятиклассников обойдётся этот мониторинг. Умножаем эти суммы на количество учащихся и понимаем, как прилично заработают  «нужные» издательства на печати этих сборников.

К тому же только представьте, как десятиклассники две недели подряд (!) каждый день (!) будут писать по одной контрольной работе. Кто подумал о дополнительной нагрузке на ученика, который будет писать контрольную? А как же быть с другими предметами в эти две недели? А как школам перестроить расписания уроков (все контрольные должны будут проходить на 2 уроке)? А как быть с тем, что по понедельникам и пятницам вообще не рекомендуют писать контрольные? Кто подумал о нагрузке на рядового учителя, который должен будет сразу после написания проверить работы (поверьте, не так-то это быстро проверить, посчитать, заполнить бланк отчета). А что у учителя больше уроков нет в день мониторинга? Или сутки растянулись с 24 до 48 часов? А с кого спросит директор за низкий уровень качества знаний учеников? С кого спросят родители за то, что их мегаодаренное чадо написало работу на низкий бал? Понятно, что отдуваться за всё будут педагоги.

С одной стороны, это не первый мониторинг (и, разумеется, не последний), который проводится в наших школах. Но такого негативного шквала эмоций от педагогов, родителей и учащихся старших классов, которые довелось почитать в комментариях к новостям о проведении мониторинга, не довелось ещё видеть никогда до этого. И это накануне профессионального праздника педагогов, на котором учителей в очередной раз будут осыпать штатными дифирамбами о нужности и важности их профессии.

 

    
P.S. Решением исполкома Краснолучского городского совета в школах Красного Луча перенесли осенние каникулы: теперь они пройдут 15-27 октября. А  мониторинг в пятых и десятых классах, согласно приказу министерства, пройдёт с 14 по 25 октября.  Получается, что тогда нужно либо переносить мониторинг, либо переносить уже перенесённые каникулы. Есть неофициальная информация, что в Луганске говорят о переносе мониторинга на ноябрь, правда, не из-за каникул в Красном Луче, а  из-за ненапечатанных сборников.
Просмотров: 1588 | Добавил: Serg | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Чусов С.Е. Все права защищены © 2024
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz