Пятница, 29.11.2024, 01:57
Персональный сайт Чусова Сергея Евгеньевича
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Время
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
 Блог
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Крымское лето 2014 года
21:11
Крымское лето 2014 года

Крымский полуостров в этом году встретил курортный сезон в новом статусе. Российская Федерация считает его своим новым субъектом, Украина – своей временно оккупированной территорией. И с наступлением курортного сезона диаметрально противоположными новостями запестрели российские и украинские ленты новостей. Украинские СМИ передавали о пустых пляжах, полупустых полках магазинов и ужасной дороговизне, а российские масс-медиа твердили о многочисленных потоках туристов, переполненных пляжах и всех благах летнего крымского  сезона.  Вспомнив известную поговорку про то, что один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать, пришлось направиться в Крым для выяснения действительной ситуации.

Первая особенность летнего Крыма 2014 года – это наличие двух пропускных пунктов проверки документов для въезжающих на территорию полуострова. Сначала в Мелитополе украинские пограничники проверяют документы и вносят в свои базы данных сведения о въезжающих в Крым гражданах Украины. Проходит это таким образом: для начала по вагону поезда пробегает симпатичная собачка на предмет поиска наркотиков, а затем уже с традиционными вопросами о том, везем ли мы алкоголь, наркотики и лекарства обращаются украинские представители. Затем в крымском Джанкое аналогичная процедура проводилась уже российскими представителями. При этом все въезжающие в Крым украинские граждане заполняют миграционные карты, где указывают все свои паспортные данные, цель визита на полуостров и даже место размещения во время пребывания в Крыму. Обе процедуры проверки документов утомительны лишь в плане долгого ожидания в душных вагонах. Никакого «допроса», досмотра личных вещей не было во время поездки ни в одну сторону, ни обратно. 

По прибытию на вокзал Симферополя первое, что бросается в глаза кроме российского триколора, – малое по сравнению с прошлогодними количество поездов и число перемещающихся на вокзале пассажиров. Тут же на вокзале можно и поменять украинские гривны на российские рубли. И кстати, с обменом валют никаких сложностей и проблем, кроме одного маленького нюанса – курса обмена. Здесь у нас за 100 гривен можно было купить 300 российских рублей, в то же время как в Крыму ту же сотню гривен можно было обменять максимум на 285 рублей (а бывали дни, когда давали и на 5-10 рублей меньше). Таким образом, на каждой тысяче гривен украинский гражданин, менявший деньги в Крыму, терял 150 – 200  рублей. Вроде немного, но учитывая, что с тысячей гривен в Крым ехать просто глупо, то в итоге с увеличением суммы потраченных денег увеличивается и разница в курсах валют. К российским деньгам привыкаешь не сразу, конечно. И достаточно часто при покупках или других расходах все равно делишь «российскую цену» на три и мысленно сравниваешь со своими ценами или, если получится, вспоминаешь прошлогодние крымские цены. Здесь хочется еще вспомнить то, что еще год назад в Крым можно было взять пару сотен гривен «налички» и банковскую карточку с накопленными средствами, которыми можно воспользоваться при помощи банкоматов. При этом был спокоен за денежные средства и снимал наличные только в случае необходимости. В этом году пришлось вспомнить советские традиции, когда везешь с собой пачку денег и переживаешь, чтобы чего-то там не случилось.

Теперь про «голод» в Крыму.  Естественно, что с продуктами там все нормально. Проблемы были лишь в начале июня, когда полуостров массово переходил на рубли, которых еще было мало. Поэтому тогда люди запасались товарами, создавая ажиотаж и дефицит. Если взять цены в супермаркетах АТБ в Крыму, то они там примерно соответствуют нашим ценам, ну может, выше процентов на 7-10. Продукты в Крыму почти все украинские, российских товаров очень мало. До 1 октября власти Крыма разрешили беспрепятственный ввоз украинских товаров на полуостров. Что будет потом, неизвестно, может тогда в Крыму будут только российские товары. Однако цены в таком случае подскочат основательно – это можно увидеть на примере продуктов российского производства, которые уже сейчас есть в торговых сетях. Например, килограммовая пачка артемовской соли имеет цену 8 российских рублей, в то же время рядом стоит такая же пачка соли, но российского производства, и ценник на ней другой – 13 рублей. Пачка украинского сливочного масла имеет цену от 42 до 49 рублей, а такая же по массе пачка российского – уже 62 рубля.  Полукилограммовый пакет украинской ряженки «тянет» на 25-27 рублей, а российский пакет в 350 граммов – уже 40 рублей. Так что вполне вероятно при полном переходе полуострова на российские продукты цены подскочат по сравнению с существующими на украинские продукты минимум на 30–40%. Так что разговоры о том, что украинские продукты на треть, а то и на половину дешевле российских, вполне обоснованны и правдивы.

Цены на проезд в общественном транспорте с июня выросли, но в конце июля крымская прокуратура предписала их снизить на 5–15%. После этого снижения они приблизительно соответствуют прошлогодним тарифам. А вот тарифы на междугородние перевозки увеличились по сравнению с предыдущим годом. Так, билет на автобус из Симферополя в Ялту стоит сейчас почти 98 рублей (приблизительно 32,5 грн.), в то время как в прошлом году такой проезд стоил 27 грн. Поездка из Симферополя в Севастополь обойдется почти в 90 рублей (около 30 грн.), в прошлом году эта поездка  производилась за 26 грн. Из Симферополя в Саки можно теперь добраться за 50,5 рублей (почти 17 грн.), а в прошлом году это можно было сделать за 14 грн. Из Симферополя в Судак сегодня можно добраться за 112 рублей (37 гривен), а в 2013 году эта поездка обходилась в 32 грн. Таким образом, междугородные маршруты в Крыму подорожали на 15–20%, но ассоциация перевозчиков Крыма требует повысить тарифы еще на половину, мотивируя это тарифами на проезд в Краснодарском крае России, где перевозки действительно дороже на 50%. Пока в разгар курортного сезона тарифы не повышали, но в будущем, видимо, это произойдет для соответствия общероссийским не только уровня пенсий и зарплат бюджетников, но и цен на продукты и тарифов на перевозки.

Бензин в Крыму был дешевле украинского на 10–15%: дизельное топливо стоило 35 рублей (11,5 грн.), бензин А95 – 39 рублей (13 грн.), бензин А92 – 37 рублей (12 грн.). Когда у нас «подскочил» курс доллара, то разница в цене, естественно, стала больше.

Любителям посещать достопримечательности Крыма в этом году пришлось столкнуться с тем, что цены на билеты в музеи и дворцы увеличились достаточно существенно. Так, посещение Ливадийского дворца обойдется теперь в 350 рублей (116 грн.) против 70 грн. в 2013 году, в Воронцовский дворец можно попасть за 270 рублей (90 грн.) против 70 грн. ранее, в крепости в Судаке можно побывать за 300 рублей (100 грн.) против 70 грн ранее, дельфинарий в Севастополе обойдется в 400 рублей (133 грн.) против 100 грн год назад. Количество туристов возле Ливадийского и Воронцовского дворцов очень несущественное по сравнению с прошлыми годами. Что касается крымских пляжей, то отдыхающие там есть, но количество их очень неоднородно. В той же Ялте есть заполненные пляжи (видимо, немногие бесплатные) и практически пустые (наверняка, платные или пляжи полупустующих пансионатов и санаториев). Пляжи в Судаке и в Евпатории заполнены прилично, хотя все же не так, как это было даже год назад. По информации самих крымских властей, многие санатории и пансионаты загружены лишь на 10–15% потому что они плохо себя рекламировали. Например, на известной даже за пределами города Саки базе отдыха «Прибой» в июле был избыток свободных номеров, чего в прошлые года просто не могло быть – снять номер там в разгар сезона было практически невозможно. Знаменитые санатории в Саках, где производится грязелечение, заполнены на 30–35% (скорее всего, из-за отсутствия украинских граждан).

По информации крымского министра курортов и туризма Елены Юрченко, на конец июля Крым посетило около 1,7 млн. туристов, из них из Украины лишь около 200 тыс., а остальные – из России. По прогнозам министра, по итогам курортного сезона Крым посетят около 3,5 – 4 миллионов туристов, но эти ожидания явно преувеличены: по мнению экспертов, в Крыму отдохнут максимум 3 млн. туристов по сравнению с почти 6 млн. туристов в 2013 году. При этом количество российских туристов в этом году ожидаемо увеличилось, а вот количество украинцев резко сократилось: в 2013 году в Крыму отдохнуло около 4 млн. украинских граждан, в этом же году – около полумиллиона. При этом российские туристы приезжают в Крым в основном через паромную переправу Крым – Кавказ и самолетами. Поездов, идущих из России в Крым через территорию Украины, сократилось во много раз: в Симферополь ходит лишь два поезда из Москвы и два раза в неделю поезд из Воронежа. В Керчь и  Феодосию поезда не ходят вообще никакие – ни российские, ни украинские, а в Евпаторию  раз в два дня ходит поезд из Харькова и раз в четыре дня – из Минска. В Севастополь ходит лишь три поезда – из Москвы, Киева и Донецка. Правда, с 1 августа запустили поезд из Москвы до Симферополя через паромную переправу в Керчи, но он в пути находится 46 часов туда и 44 часа обратно, причем несколько часов приходится проходить через паромную переправу: пассажиры поезда пересаживаются на паром, поезд заходит на железнодорожный паром, а потом состав продолжает движение по территории Российской Федерации. К тому же в этом поезде лишь 9 вагонов и может он перевести максимум 468 пассажиров. В первый рейс из Симферополя отправилось около 200 человек, проводы поезда были пышными и очень торжественными (наблюдал это лично на вокзале столицы Крыма).  Кстати, уже с 12 августа режим передвижения пассажиров поездом изменили: пассажиры доезжали до парома, переправлялись на территорию России, а там садились уже в другой поезд и продолжали передвижение дальше до Москвы. Это было сделано для экономии мест на железнодорожном пароме в связи с повышенным пассажиропотоком во второй половине августа.

Паромная же переправа Крым – Кавказ явно не справляется с потоком транспорта: в июле были огромные очереди в российском пункте Кавказ на въезд на полуостров. А во второй половине августа многокилометровые очереди, доходившие даже до самой Керчи, находились уже со стороны Крыма. И хоть количество паромов Россия увеличила, все же междугородние автобусы и важные продуктовые грузы пропускают вне очереди, так что автомобилистам-путешественникам приходилось ждать своей очереди иногда даже по нескольку дней.

В целом, побывав в Ялте, Судаке, Севастополе, Саках, Евпатории, Симферополе можно сделать вывод о том, что в Крыму мало что поменялось. С одной стороны, это объективно, ибо за пять месяцев российского господства кардинальных перемен ждать не следует. С другой стороны, изменения все же есть: российские деньги, большое количество российских триколоров (хотя в Севастополе их очень много, но в целом по Крыму их и не так много, как я ожидал) и биг-борды с российской политической рекламой: «Крымчане – команда победителей» и  цитата Путина «Крым и Севастополь вернулись в родную гавань», очень напоминающая соответствующие ленинские фразы, которыми были обвешаны советские города. Кстати, путинская цитата размещена в основном только в районе Симферополя, в других вышеперечисленных городах Крыма, где я был, мне этих биг-бордов увидеть не пришлось. Если не обращать внимания на эти изменения, в крымской жизни все так же, как и в прошлом году.

Впрочем, претендовать на абсолютную истину про события летнего Крыма этого года, естественно, не следует.  В этой статье описано лишь то, что мне довелось увидеть собственными глазами и прочитать в официальных источниках информации в самом Крыму. Хотя наверняка впереди много изменений и летом 2015 года репортаж из Крыма может быть уже абсолютно другим.

P.S. И буквально пару слов про дорогу. Если в сторону Крыма на поезде со станции Дебальцево добраться можно было вполне нормально, то обратная дорога была не такой простой. С конца июля поезд шел уже только до станции Ясиноватая, ибо станция Дебальцево была закрыта из-за повреждений путей и контактных линий. Поезд Симферополь – Ясиноватая, на котором мне пришлось добираться, простоял более 9 часов на станции Волноваха Донецкой области, затем еще полтора часа на станции Еленовка под Донецком: из-за ночных боевых действий были повреждены контактные линии и пути, которые ремонтировали для прохода поездов из Мариуполя и нашего поезда. А пока шел ремонт, к поезду цепляли тепловоз и переходили на соседний путь, проходили поврежденный участок. В Донецке  поезд почти не стоял (кстати, вокзал в Донецке видимых повреждений на начало августа не имел), люди ждали своих поездов и электричек. До Ясиноватой поезд добрался лишь в четыре часа дня, хотя должен был поезд прибывать в полпятого утра. Уже через неделю участок между Донецком и Еленовкой, а также от областного центра до Ясиноватой стал «непроездным», еще через пару дней закрылся и сам вокзал в Ясиноватой, а спустя еще сутки поезд Ясиноватая – Симферополь вовсе был отменен. Так что если бы я добирался домой спустя неделю или десять дней после запланированного ранее, то окончание этой статьи вполне возможно было бы совершенно другим.

Просмотров: 2018 | Добавил: Serg | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Чусов С.Е. Все права защищены © 2024
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz