Так получилось, что Украина продолжает оставаться
в центре внимания всего мирового
сообщества даже после того, как было сформировано новое правительство и в Киеве более или менее была восстановлена
нормальная жизнь. Теперь в центре внимания оказался полуостров Крым, который и
так часто мелькал в новостных лентах, а последние пару недель это название уже
выучили в самых отдаленных уголках мира. И хотя ситуация на полуострове
меняется очень быстро, всё же попробуем проанализировать, что же там произошло
за последнее время.
В ночь с 26 на 27-е
февраля неизвестная
вооруженная группировка, экипированная автоматами Калашникова, снайперскими
винтовками и гранатометами заняла здания Верховного Совета Автономии и
правительства Крыма. В
обед в здание под дулами автоматов зашли крымские депутаты. Настроены были
весьма решительно: киевскую власть признавать не хотели, правительство Анатолия
Могилева намеревались свергнуть.
Первое решение, принятое депутатами, было якобы
отправить в отставку премьера Крыма А.Могилева и назначить на эту должность
Сергея Аксенова. Премьером назначили не руководителя и ли представителя самой
большой фракции в парламенте Крыма. Партия Аксенова на выборах в крымскую Раду
получила лишь 4% голосов и только 3 депутатских кресла. Но тут случилось сразу
две заминки. Во-первых, по Конституции
Украины кандидатуру премьер-министра Крыма для утверждения крымским парламентом
предлагает Президент Украины. Как же быть, если Виктор Янукович непонятно где,
а и.о. главы государства Александра Турчинова парламентарии не признают? Турчинов
кандидатуру Аксёнова не вносил – это сделал спикер парламента Крыма Владимир
Константинов. Во-вторых, по официальным сообщения пресс-службы крымской Рады,
«за» проголосовали 61 из 64 присутствовавших, а на самом
деле, как потом выяснилось, лишь 42 из 53. «Избрание» «дожимал» спикер
Константинов, жонглируя имевшимися у него в запасе депутатскими карточками. А
всего в парламенте 100 депутатов, поэтому 42 из них явно не создают того
количества голосов, необходимого для избрания главы крымского правительства.
Таким образом, Аксенов дважды нелегитимен: он не был согласован с Киевом и он
незаконно избран в Симферополе. То есть, по факту имеем самозахват власти,
произведённый, причем, при поддержке вооруженных российских формирований,
которые на день голосования контролировали территорию вокруг захваченных зданий
в Симферополе. А значит, это преступление, в котором Аксенов и Константинов –
соучастники. Это подтвердил Окружной административный
суд Киева, обоих постановили задержать. Оперативно сменив всю охрану,
Аксенов с Константиновым дали ответ.
Верховная Рада автономии перенесла
референдум о статусе Крыма на 16 марта. Хотя первоначально референдум хотели
провести одновременно с президентскими выборами в Украине 25 мая, и вопрос на
нем предусматривал расширение полномочий автономии («Поддерживаете ли вы
государственное самоопределение Крыма в составе Украины на основе международных
договоров и соглашений?»). Потом референдум перенесли на 30 марта, и наконец,
теперь он должен пройти 16 марта. Теперь
уже крымчан намерены спрашивать о том, хотят ли они стать 84-м субъектом
Российской Федерации. В бюллетень вписаны два вопроса. Первый: вы за
воссоединение Крыма на правах субъекта РФ с Российской Федерацией? Второй: вы
за возобновление действия Конституции Крыма 1992-го года и за статус Крыма как
части Украины?
Судя по международным заявлениям,
результаты этого референдума не признает ни одно государство мра, кроме России.
И дело даже не только в том, что само такое голосование – вне украинской
Конституции. Дело еще и в том, что в сегодняшних реалиях в республике получить
достоверные результаты голосования практически невозможно. Оно будет проходить
в условиях продолжающегося блокирования всех крупных военных и не только объектов
на территории Крыма российскими воинскими подразделениями. К тому же по
спискам, сформированным неизвестно как местными органами новой власти и при
отсутствии международных наблюдателей. Возможно ли тут быть уверенными, что
крымчане проголосуют свободно, в таких условиях?? Более того, комичность и
трагизм одновременно этой ситуации в том, что, даже формально не дожидаясь
результатов референдума, парламент Крыма проголосовал за вхождение автономии в
состав России, а Федеральное собрание РФ оперативно отреагировало на это,
заявив, что готова начать соотвествующие процедуры.
Мотивы «ускорения» плебисцита ясны.
Российская армия, вторгшаяся на территорию Крыма «без объявления войны», не
может долго удерживать контроль над полуостровом - международное давление на
Владимира Путина слишком усилилось. В частности, фактически сорван саммит
восьми крупнейших стран мира, который должен был принять Сочи этим летом, ибо
все члены этого клуба, кроме России, отказались принимать в нем участие. К тому
же США уже ввели санкции против российских чиновников и ограничили ряд программ
с Российской Федерацией, аналогичные визовые и экономические санкции готовит
Евросоюз.
Однако после референдума, результат
которого прогнозируем, Российская Федерация получит, вроде как, основания для
присвоения части украинской территории. Если же Украина вздумает сопротивляться
откровенному разбою – для применения силы. И тут тоже есть «нестыковки». Во-первых,
в Украине нет закона о местных референдумах. Во-вторых, согласно Конституции
Украины, вопросы
территориальной целостности Украины может решать лишь всеукраинский референдум.
В-третьих, провести референдум за такое короткое время технически просто
невозможно. На очередные «художества» Симферополя Киев отреагировал
незамедлительно. И.о. президента Александр
Турчинов издал указ, останавливающий сепаратистский референдум, а Центризбирком
– заблокировал полуострову доступ к реестру избирателей.
Естественно, что многого из уже
вышеперечисленного просто не было, если бы крымские власти не чувствовали
поддержку извне, со стороны руководства России.
Точнее даже, со стороны одного человека – Владимира Путина. Действия Путина
связаны, прежде всего, с падением режима Виктора Януковича, которому, напомним,
Россия предоставила кредит в 15 млрд.
долларов и скидку на газ в обмен на неподписание Украиной стратегических
соглашений с Европейским Союзом. Сам Янукович трусливо ретировался в сторону
восточной границы, а новая власть была признана международным сообществом и
вступила в законные полномочия.
Детальный анализ
последующих событий показывает: российское руководство кропотливо спланировало
свои действия на полуострове. Ни одно действие на территории Крыма – от
отсутствия опознавательных знаков на форме захватчиков до «накрутки» местных
депутатов – не было случайным. Задача всего этого очевидна, но имеет несколько
составляющих. Для начала – взять морально-политический реванш, заполучив Крым, сделав
это под предлогом якобы волеизъявления местного населения, а также до
последнего не признавать фактический ввод российских войск на полуостров, чтобы
не стать субъектом для международных санкций. Конечно же, еще и продемонстрировать
собственному электорату «кошмарные последствия» «бандеровской оккупации», из-за
которой «сотни тысяч беженцев тянутся к российской границе» и вообще ничего
общего с этой мятежной страной иметь не хотят (тут, конечно, ожидался эффектный
видеоряд о нарушении присяги украинскими военными, их переход на сторону РФ, но
этого, к великому разочарованию оккупантов, не случилось). К тому же необходимо
было продемонстрировать мировой
общественности слабость новой украинской власти, у которой под носом «оттяпывают»
добрый кусок территории, а сделать она с этим ничего не может,. Ну и, наконец, использовать «волеизъявление населения» (уже по
факту референдума) как предлог для «легализации» российских военных в Крыму. В
случае, если Украина станет сопротивляться присоединению Крыма к РФ на правах
субъекта федерации – применить против нее полномасштабную военную силу. Кстати,
законные основания для этого Путин получил – Федеральное собрание России дало
единогласное согласие на ввод российских войск в Крым.
Действия российских властей на сегодня не
поддержало ни одно мировое государство, даже ближайшие сторонники России. При
этом уже 47 стран официально осудили действия РФ
в Крыму. Но Владимира
Владимировича, похоже, это не очень волнует. Путин войдет в
историю, как лидер страны, решившийся нарушить основы основ общемировой
безопасности, заложенные ещё после Второй мировой войны. Именно во второй
половине 40-х и в 50-х, человечество наработало и зафиксировало свод правил,
гарантирующих неприкосновенность территориальной целостности стран, принципы
невмешательства кого-либо во внутреннюю политику, соблюдение базовых прав
человека и гражданина. Позже многочисленные международные договоры
дорабатывались и совершенствовались, но база закладывалась именно тогда. К тому же в 1994 году, когда Украина
отказалась от своего ядерного потенциала, именно Россия вместе с США и
Великобританией стали гарантами суверенитета и территориальной целостности
Украины. Теперь же Путин заявил, что раз в Киеве сменилась власть (да и еще, по
его мнению, вооруженным путем), то тот договор не действует, ибо власть
украинская нелегитимна и с ней Россия ничего не подписывала. Тогда, следуя этой
логике, должны быть нелегитимны и соглашения о базировании в Крыму Черноморского
флота? Значит, если Россия не является гарантом выполнения будапештских
соглашений, то тогда и флот на территории Крыма – вне закона? Такие логические
рассуждения нивелируют весь международный опыт сотрудничества и рано или поздно
обернутся проблемами для территориальной целостности уже самой России.
К тому же все передвижения
российских войск, базирующихся в Крыму, не говоря уже про увеличение их
численности, должны согласовываться с Украиной согласно договорам про базирование флота. А на сегодня
на территории полуострова находятся, по разным оценкам, от 16 до 18 тыс.
российских военных вместо 11 тысяч, положенных по межгосударственным соглашениям между Украиной
и Россией. При всём этом жители Крыма относятся к появлению на полуострове
российских военных по-разному. Кто-то верит в лучшую жизнь в составе Российской
Федерации, кто-то – уже сетует, что сорван туристический сезон.
Каково же место самих крымчан в
разворачивающейся спецоперации? Понимают ли они, что реально происходит? Даже если процент поддержки всего
происходящего среди крымского населения и правда велик, всё же под лозунгами
защиты «мнения» жителей Крыма это самое мнение на самом деле не играет никакой
роли. Все стратегические решения автономии уже приняты, не дожидаясь
референдумов и не проводя никаких социологических опросов. Опирается новая
крымская «власть» не на штыки самообороны, как это настойчиво повторяют
российские СМИ, а на штыки российской армии. И дальнейшая судьба Крыма сейчас
решается на самом высоком международном уровне, а не на самом полуострове.
Конечно, все крымские
проблемы формировались десятилетиями, при разных властях в Киеве и практически
при власти одной силы в самом Крыму. И именно сейчас хочется узнать – а где же
мнение Партии регионов, которая имеет наибольший политический вес на
полуострове?? Где мнение государственной политической силы, которой себя
называют регионалы, еще полмесяца назад пребывавшей у власти и заявлявшей о
единстве страны? Где же представители партии, мнения о единстве страны которые
могло бы если не решить, то успокоить многих горе-политиков в самом Крыму?? Где
же теперь политики-регионалы, еще пару недель просто не «вылезавшие» из
телевизора и рассуждавшие едином украинском государстве??
Судя по всему, крымская
весна не будет скоротечной…Очень вероятно, что она затянется, и не только до
лета…. Вот только правовые механизмы в таких ситуациях, как правило, уступают
грохоту оружия. Вот только очень хотелось бы, чтобы всё же победил разум,
здравый смысл, направленные на единство граждан и неделимость страны, а не амбиции политических марионеток и
грезящих о новой империи руководителей.
|