Год назад закончился чемпионат Европы по футболу, который Украина принимала
совместно с Польшей. Украинцы надеялись, что благодаря этому чемпионату о нас узнает мир, приедут толпы туристов, а в страну потекут инвестиции. Во время подготовки к финальной части Евро – 2012 по футболу власть отчитывалась, что объекты, построенные в рамках мероприятия, в полной мере будут эксплуатироваться в будущем. Спустя год проанализируем, что же всё-таки страна получила после чемпионата, и оправдались ли возлагавшиеся на турнир ожидания. Как пишет еженедельник «Фокус», чемпионат Европы по футболу стоил Украине 5,5 млрд. долларов. Стадионы обошлись в 800 млн., инфраструктура — в 4,5 млрд. долларов. Организаторы подчёркивали: эти деньги будут работать не только с 8 июня по 1 июля 2012 года – время проведения турнира. Стране обещали аэропорты, гостиницы, дороги и поток иностранных туристов. Через год после Евро-2012 о тогдашнем футбольном
празднике напоминают современные стадионы и аэропорты, построенные или
модернизированные в Донецке, Киеве, Львове и Харькове. Посмотрим, что же
произошло за год после чемпионата с основными объёктами чемпионата.
Стадионы
Не только во всех четырех городах-миллионниках,
принимающих Евро-2012, построили новые стадионы. Современные арены также
появились в Днепропетровске и Одессе. Напомним, что стадионы в Киеве и Львове
строились и реконструировались за бюджетные средства, стадион в Донецке построен за частные средства
бизнесмена Рината Ахметова. Харьковскую арену реконструировали в формате
частно-государственного партнерства: 30% общей суммы вложений пришлись на
частные инвестиции местного бизнесмена Александра Ярославского (в то время
владельца футбольного клуба «Металлист»), 70% — на государственный и областной
бюджеты.
Сейчас стадионы в Киеве и Донецке, используют
футбольные клубы - «Динамо» Киев и «Шахтер» Донецк - для игры в матчах
национального первенства. В Харькове новый стадион принял на баланс местный
футбольный клуб «Металлист». Здесь же эти клубы принимают соперников по
европейским турнирам. Также на спортивных аренах Киева и Донецка проходят
концерты звезд мировой и украинской поп-музыки - так, звезда поп-музыки Мадонна
прошлым летом выступила в Киеве на «Олимпийском». Помещение стадиона берут в
аренду различные учреждения для проведения выставок и конференций, среди
туристов популярны экскурсии по стадиону. То есть три из четырёх стадионов
вполне востребованные.
Совсем иная картина во Львове. Тамошний стадион стоил
бюджету Украины около трех миллиардов гривен, во время Евро на стадионе было
сыграно три групповых матча. Сейчас спортивная арена стоит пустой. Местный
футбольный клуб «Карпаты», по данным его пресс-службы, не имеет финансовой
возможности платить аренду на время матчей национального первенства или международных
матчей. Следовательно, среди львовян бытует мнение, что стадион следует
разобрать. Бывший директор турнира Евро в Украине Маркиян Лубкивский объяснил
журналистам, что предупреждал городские власти о возможных проблемах с
использованием стадиона, который расположен далеко от центра города.
В целом стадионы, принимавшие Евро – 2012, на сегодня являются
едва ли не главным позитивом от чемпионата,
даже несмотря на проблемы львовского стадиона.
Аэропорты
Харьков, Донецк и Львов получили по новому аэропорту и
взлетно-посадочной полосе. А Киев обзавелся двумя современными терминалами - в
аэропортах Жуляны и Борисполь.
С одной стороны, пассажиропоток аэропортов Украины в
апреле 2013 по сравнению с апрелем прошлого года увеличился на 4,5%. Крупнейшим
в Украине терминальным комплексом стал новый терминала D аэропорта «Борисполь».
Аэропорт Донецка стал третьим, после Борисполя и Симферополя, пассажиропоток
которого в течение года преодолел отметку в 1 млн. пассажиров. В январе-апреле
2013 года аэропорт Львова обслужил 152,2 тыс. пассажиров - это на 46,9%
превышает показатель за аналогичный период прошлого года. В Харьковском
аэропорту пассажиропоток в первые месяцы нынешнего года увеличился почти на 60%
по сравнению с 2012 годом.
Но с другой стороны, эксперты отмечают, что не использованы на
полную мощность возможности и потенциал построенных под Евро-2012 аэропортов. Сейчас тот же «Борисполь»,
способный принимать 25 млн. пассажиров в год, загружен в среднем на треть. А
полная загрузка всех терминалов ожидается лишь через 10–15 лет. Правда, финансирование
нового терминала осуществлялось не на средства госбюджета, а за счёт собственных ресурсов аэропорта и кредитов.
В Харькове компания Александра Ярославского вложила в
реконструкцию комплекса аэровокзала 107 млн. долларов, государство — вдвое
больше. Воздушные ворота Харькова — самые скромные из всех, встречавших гостей
Евро-2012: аэропорт рассчитан на 2 млн. пассажиров в год. На сегодня его
«заполняемость» достигает всего лишь четверти от запланированного. Ярославский арендовал
аэропорт на 49 лет, инвестиции рассчитывает окупить через 17–20 лет.
А вот аэропорты в Донецке и Львове, реконструированные
за средства бюджета (то есть за наши с вами деньги) не желает арендовать ни
одна коммерческая структура. Смета авиаузла в Донецке составила 2,8 млрд. грн.
При реальной загрузке в 1 млн. пассажиров в год аэропорт рассчитан на 10 млн.
человек. Сложнее ситуация во Львове. В постройку аэропорта им. Данилы Галицкого
государство вложило около 4,6 млрд. грн. Теперь аэропорт может ежегодно
обслуживать до 17 млн. пассажиров, но в этом году им вряд ли воспользуются
больше 600 тыс. пассажиров. То есть аэропорт
фактически простаивает. Поговаривают, что работников аэропорта во Львове
даже заставляют экономить электричество, включая компьютеры всего на несколько
часов в день.
Аэропорт
|
Пассажиропоток /по данным аэропортов/
|
Загружен-ность аэропор-тов, %
|
В 2012 году, млн. чел.
|
Максимальная мощность, млн. чел.
|
Киев (Борисполь)
|
8,5
|
25
|
34
|
Харьков
|
0,5
|
2
|
25
|
Донецк
|
1
|
10
|
10
|
Львов
|
0,58
|
17
|
3,4
|
Таким образом, государство потратило на модернизацию
трёх аэропортов около 9 млрд. грн., а загружены они в среднем на 13%. Строительство
гигантских аэропортов имело бы смысл, если бы государство поддерживало развитие
авиаперевозок. Но отечественные чиновники просто не пускают в страну лоу-косты
— авиакомпании, предлагающие потребителям низкие цены на билеты. Здесь цены
традиционно снижаются за счет урезания расходов - в основном, за счет отказа от
традиционных для авиакомпаний сервисов. Без лоу-костов загрузить отечественные
аэропорты просто нереально.
Дороги
Украина, будучи транзитной страной, могла бы неплохо
зарабатывать на своих дорогах. Главное, чтобы они были в приличном состоянии.
От Евро-2012 остались качественные трассы Киев – Чоп и Киев – Харьков, а это
лишь 2% дорожной сети Украины. Но выплаты по кредитам, взятым на реконструкцию,
делают невозможным строительство новых дорог — в ближайшие годы возможен лишь
ямочный ремонт
По данным Укравтодора, на реконструкцию и строительство
дорог к Евро-2012 было потрачено около 15 млрд. грн. за четыре года. Для
отрасли деньги мизерные: за них удалось привести в порядок 1615 км автотрасс — те
самые 2% дорожной сети Украины. На ремонт автотрасс к чемпионату привлекались
кредиты, выплата которых стала непосильным бременем для дорожников. «60% денег,
выделенных в госбюджете-2013 на финансирование потребностей Укравтодора, пойдёт
на выплаты процентов», — объясняет директор аналитического департамента
компании Pro-Consulting Александр Соколов. Непосредственно на дороги в нынешнем
году будет потрачено 3,2 млрд. грн. Для сравнения: в 2012 году эта сумма
составила 6,95 млрд. грн.
Дороги, отремонтированные под Евро – единственные
дороги в стране, которые выдержали эту суровую зиму. На ремонт, содержание и
строительство новых дорог необходимо ежегодно выделять не менее 40 млрд. грн.,
вместо сегодняшних 17 млрд. Остается ждать, когда в стране пройдет следующий
международный чемпионат, чтобы в стране снова начали капитально ремонтировать
дороги. /Продолжение следует/
|