25 февраля исполняется
последняя годовщина из пяти положенных по закону со дня вступления в
должность четвёртого Президента Украины Виктора Януковича. Конечно, последние события в Украине
могут отложить существенный отпечаток на
мнения украинцев о деятельности главы государства. Для объективности оценивания
последних четырех лет из жизни страны проанализируем деятельность главы
государства в соответствии с его обещаниями, данными в предвыборной программе
«Украина для людей», на которую посмотрим «постатейно».
1.
Увеличение помощи при рождении ребёнка: первого – до 25 тыс. грн, второго – до
50 тыс., третьего – до 100 тыс. грн. Данное
обещание выполнено (и даже уже перевыполнено): размеры помощи с 1 января 2014
г. составляют: на первого ребенка - 30960 грн. на второго ребенка - 61920 грн.,
на третьего и следующего ребенка - 123840 грн. На протяжении года размеры
выплат будут увеличиваться на процент увеличения минимальной зарплаты. Есть
только одно уточнение – выплаты растянуты на более длительный срок.
2.
Молодёжи – уверенный старт. Планировались
компенсация работодателю при принятии на работу молодых специалистов, принятие
закона «Про первое рабочее место»,
работникам бюджетной сферы – ключи от квартиры при подписании контракта
на 20 лет, строительство ежегодно 500 футбольных полей, 50 катков и 50
бассейнов. И хотя и катки, и футбольные поля строятся (правда, не в тех
количествах, о которых шла речь в программе), следует признать, что в этой
части программа ещё даже не начала выполняться. Закон «Про первое рабочее
место» вносила оппозиция в Верховной Раде, но парламентское большинство за него
не проголосовало.
3.
Доступное и качественное образование. В этой части программы выполнен только один пункт –
свободный выбор языка при прохождении внешнего независимого оценивания (ВНО).
Всё остальное – отказ от обязательности ВНО, сохранение более 2000 сельских
школ путём отказа в ограничении наполняемости классов, автономия высших учебных
заведений, передача техникумов и училищ облсоветам – ждёт своего воплощения. В
данное время идёт активное обсуждение проекта закона «Про высшее образование»,
в котором предусмотрены и автономия ВУЗов, и увеличение стипендии до
прожиточного минимума, и возможность ежегодного увеличения платы за обучения
студентами-контрактниками. И хотя неизвестно, чей проект будет принят –
министерский или альтернативный, принятие закона добавит в копилку выполненных
обещаний главы государства ещё один зачётный балл.
4.
Здоровые люди – уверенное будущее. В
программе предполагалось финансирование медицины на уровне 10% от ВВП, на самом
же деле этот показатель ниже почти вдвое. Реализуется программа подготовки
семейных врачей, а вот что касается бесплатной медпомощи, доступности лекарств
«для всех слоёв населения», современное оборудование каждому медицинскому
учреждению – с этим есть проблемы. Есть и позитивы – практически в каждом
областном центре открыты современные перинатальные центры, что должно
существенно поднять уровень оказания соответствующей медицинской помощи. Однако
более всего последние четыре года запомнились «реформами» по оптимизации
больниц и сокращению ставок медперсонала под видом преобразований в системе
охраны здоровья.
5.
Забота про пенсионеров. Эта часть программы запомнится введением пенсионной реформы, однако в программе нет вообще упоминания про те
новации, которые были введены с октября 2011 года. Были лишь обещания
установить размер минимальной пенсии на 20% выше прожиточного минимума: сейчас
же минимальная пенсия составляет 949 грн., а официальный прожиточный минимум –
1176 грн., хотя согласно обещаниям минимальная пенсия сейчас должна быть около
1400 грн. Можно предположить, что и обещания достойной пенсии, отвечающей
трудовому стажу, квалификации и условиям труда, а также защита пенсий от
инфляции будут хотя бы частично выполнены, учитывая приближающиеся выборы главы
государства, под которые обычно пенсии и повышают. Кстати, один пункт программы
– работающим пенсионерам и пенсию, и зарплату, в новом пенсионном законе не
реализован: теперь при достижении пенсионного возраста либо нужно выходить на
пенсию, либо продолжать работать, чтобы потом добавить к своей пенсии несколько
процентов.
6.
Стабильный курс гривни, развитие бизнеса. Как и было обещано, был принят налоговый кодекс. Правда, не все
обещания в нём были заложены (налоговые каникулы на 5 лет для малого бизнеса,
НДС до 17% в 2011 г.,
налог на прибыль в 19% уже в 2012 году). Многострадальный налоговый кодекс в 2012
году несколько раз дополняли и исправляли. Но даже представители власти
соглашаются с тем, что необходимы ещё некоторые правки, чтобы добиться
увеличения количества занятых в малом и среднем бизнесе, а не их отток, как это
случилось в 2011 году. Одним из пунктов также обещалось принятие
антирейдерского законодательства и защиту собственности и бизнеса. С этим,
мягко говоря, есть проблемы, ибо защищён
сейчас только бизнес у тех, кто лоялен к власти. Ну а насчет курса национальной
валюты – тут все понятно: в последнее время курс гривни поднялся настолько, что
о стабильности в ближайшей перспективе говорить не приходится.
7.
Поддержка села – продовольственная безопасность Украины. В настоящее время обсуждается земельная реформа,
которая является очень чувствительной для всех селян. В программе обещалось
развитие инфраструктуры сёл, компенсация процентов по кредитам, дотации
сельхозпроизводителям. Сказать, что ничего не делается, нельзя, но при этом и
утверждать о полном выполнении этих обещаний тоже не приходится.
8.
Международное признание и уважение. В
этой части полностью выполнен один пункт – Украина стала внеблоковым
государством ещё в 2010 году, отказавшись от перспективы членства в НАТО.
Правильно ли было отказываться от ведущей мировой системы безопасности или нет
– это уже вопрос для истории. Что же касается стратегического партнерства с США
и странами ЕС, то и тут похвастаться нечем – долгожданное документы об
ассоциативном членстве Украины в Европейском союзе и зоне свободной торговли
подписаны не были, отношения с США стали «прохладными» не только из-за этого,
но и вследствие политически мотивированного уголовного преследования лидера
оппозиции Юлии Тимошенко.
Также в программе речь шла об улучшении отношений с
Россией и странами СНГ. Если на первых порах так и было (вспомним, харьковские
договорённости «газ в обмен на флот», чуть ли не ежемесячные встречи Януковича
и Медведева), то уже со второй половины 2012 года отношения стали не такими – начались
торговые войны, долго шли переговоры по снижению цены на газ. И только после
того, как Украина не подписала соглашение об Ассоциации с ЕС, то Россия
предоставила и скидку на газ, и кредит «выписала» аж на 15 млрд. долларов.
9.
Сильное самоуправление – решение ежедневных проблем. Что касается этого пункта, то его реализация, видимо,
ещё впереди: необходима административная реформа, расширение полномочий местных
органов власти, а тогда – и обещанное в программе передача местным бюджетам до
60% государственных денег. Сегодня же местные бюджеты фактически превращены в
кассу для выплаты зарплат бюджетникам и оплаты энергоносителей, при этом для
развития местных громад средств практически нет.
10.
Эффективная власть. В программе
предполагались размежевание полномочий и ответственности разных ветвей власти,
ликвидация льгот для депутатов и чиновников, введение системы выборов по
открытым партийным спискам. Президент Украины с октября 2010 года, по решению
Конституционного Суда Украины,
сосредоточил в своих руках большую часть полномочий, которая до этого
была у Верховной Рады. Так что можно сказать, что размежевание произошло, но
вот ответственность за всё происходящее в стране несёт один человек – Виктор
Федорович Янукович, который увольняет и назначает практически всех чиновников
основных государственных институтов. Ликвидации льгот не произошло, напротив,
несмотря на сокращение аппарата президентской администрации и сотрудников
Кабмина, расходы на органы власти в последующие годы только…увеличивались!!
Что же касается системы выборов, то и на местных
выборах в 2010 году, и на парламентских выборах 2012 года использовалась смешанная
(мажоритарно-пропорциональная), а не система открытых списков, которую обещал в
своей программе В.Янукович. Здесь чётко сработал принцип политической
целесообразности: по системе открытых списков нынешняя оппозиция взяла бы однозначное
большинство в парламенте, а вот мажоритарная часть вкупе с «независимыми»
коммунистами дала власти возможность иметь хоть и шаткое, но всё же большинство
в Верховной Раде Украины.
11.
Справедливое правосудие. Выборность
судей гражданами, верховенство права, усиление ответственности за незаконные
судебные решения – всё это записано в президентской программе. Что происходит с
судебной системой Украины, видят все граждане нашей страны: если бывшему
премьер-министру, отставшему от действующего главы государства на выборах всего
на 800 тыс. голосов, бывшему главе МВД и другим чиновникам той власти не
удалось добиться справедливого правосудия, то что можно говорить о правах и
возможностях «пересичного» украинца??? А
события в Киеве еще раз продемонстрировали и Украине, и всему миру явную
ангажированность и прокуратуры, и судебной системы страны.
12.
Современная армия. Лишь обещанием
осталось намерение с 2011 года ввести контрактную армию, как и перевооружение
армии современными видами оружия, как и
первоочередное обеспечение жильём бесквартирных
офицеров, а также получение жилья молодыми офицерами в первый год службы.
Недавно было заявлено, проблема жилья в армии будут полностью решена к 2020
году.
С одной стороны, программа «Украина для людей» рассчитана
на пять лет, и многое из невыполненного на сегодня вполне может стать
реальностью в будущем. Но с другой стороны вряд ли за оставшийся год полномочий
президента можно будет реализовать хотя бы часть оставшихся нереализованных
обещаний. Тем более, что тенденции и стиль работы действующей власти вполне
позволяет предположить, что если и будет ещё что-то выполнено, то скорее не для
улучшения реальной жизни простых граждан, а для набора политических очков перед
очередными выборами.
Ну и конечно, отдельной строкой необходимо упомянуть
последние события в Украине, которые войдут в историю как Евромайдан.
Безусловно, что имя четвертого Президента Украины будет ассоциироваться с этими
событиями конца 2013 – начала 2014 года. Однако оценку действиям главы государства
в этот период, как и оценку выполненным и невыполненным обещаниям в программе
Виктора Януковича даст не только история и ближайшем и не очень будущем, но и избиратель
на участке для голосования на очередных или, вполне вероятно, внеочередных выборах
пятого президента независимой Украины.
|