16
января 2014 года Верховная Рада Украины 249 голосами приняла государственный
бюджет на этот год. Вся процедура голосования прошла молниеносно, так как
документ в сессионном зале не обсуждался. На принятие главного финансового
документа страны депутаты потратили не более 10 минут. Насколько процедура
принятия бюджета страны соответствовала действующему законодательству, обсуждать не будем. Попробуем посмотреть на основные
социальные параметры бюджета Украины – 2014.
Рассмотрим прежде всего те социальные стандарты,
которые, естественно, волнуют простых граждан более всего. Несмотря на то, что
многие политики почему-то озвучивали трехкратное повышение соцстандартов в этом
году, на самом деле с 1 января ничего не изменится. Последние повышения зарплат
и пенсий прошли 1 декабря 2013 г., и еще один подарок под елочку чиновники
решили не делать. Согласно принятому бюджету-2014 большинство социальных выплат
вырастут дважды. Они привязаны к прожиточному минимуму, который будет меняться
с 1 июля и с 1 октября. При этом минимальная зарплата за год вырастет на 6,8%,
но часть этого повышения съест инфляция. В 2014 году в планы Кабмина входит
умеренный рост цен на уровне 4,3%.
Поэтому, чтобы подсчитать реальный рост зарплат, мы вычитаем из
показателя роста прогнозируемую инфляцию в 4,3% и получаем реальный рост
доходов работающих на государство на 2,4%.
При этом заметьте, что первое повышение произойдет только 1 июля. А это
значит, что если зимой цены вырастут, то на какое-то время покупательская
способность населения увеличится.
Правительство также в бюджете-2014 предлагает
установить минимальную заработную плату с 1 июля 2014 года в месячном размере
1250 гривен (сейчас—1218 грн.), с 1 октября — 1301 грн. Предполагается повысить
должностной оклад работника первого тарифного разряда единой тарифной сетки и
установить его в следующих размерах: с 1 июля – 890 грн. (сегодня 852 гривны) и
с 1 октября – 1011 грн. Здесь следует
напомнить, что с 1 декабря 2013 года размер должностного оклад работника
первого тарифного разряда должен был быть повышен до 928 грн. Однако
правительство Украины не приняло соответствующее постановление, и поэтому
зарплата бюджетников по-прежнему рассчитывалась с оклада в 852 грн. (собственно,
этот уровень расчетов будет сохранен и в первом полугодии 2014 года).
Вид социальных выплат
|
Размер с 1 января 2014 г, грн.
|
Размер с 1 июля 2014 г, грн.
|
Размер с 1 октября 2014 г, грн.
|
Минимальная зарплата
|
1218
|
1250
|
1301
|
Минимальная пенсия
|
949
|
974
|
1014
|
Прожиточный минимум
|
1176
|
1207
|
1256
|
Прожиточный минимум для
трудоспособных лиц
|
1218
|
1250
|
1301
|
Прожиточный минимум для
детей до 6 лет
|
1032
|
1059
|
1102
|
Прожиточный минимум для
детей от 6 до 18 лет
|
1286
|
1320
|
1373
|
Оклад первого тарифного разряда
|
852
|
890
|
1011
|
Если сравнить темпы роста социальных стандартов в этом
году и параметры 2013 года, то увидим снижение этих темпов у минимальных
параметров «социалки», кроме оклада первого тарифного разряда. И то, если бы
правительство повысило размер должностного оклада первого разряда до 928 грн,
как планировалось в законе Украины «Про Государственный бюджет на 2013 год», то
и тут бы повышение было в процентном отношении меньше, чем в 2013 году по
сравнению с 2012 годом. Резкое же увеличение оклада с 1 октября (с 890 грн до
1011 грн), видимо, рассчитано с приближающимися очередными президентскими
выборами-2015, перед которыми и будет проведено увеличение окладов работников
бюджетных организаций аж на 13,5% по
сравнению с 1 сентября 2014 года и почти на 19% по сравнению с нынешними
размерами окладов. И хотя основные социальные стандарты повысятся приблизительно
на 7%, а официальный показатель инфляции в бюджете – 4,3% (то есть зарплаты
должны расти быстрее, чем цены), отметим тот факт, что пересматривать
соцстандарты в 2014 году хотят только два раза — в июле и октябре. То есть
пенсии и зарплаты повысят чуть более чем на 2,5% с июля, а затем уже в октябре произойдёт
второе, хоть и достаточно существенное по сравнению с июльским, повышение. Хотя
в предыдущие годы «кошельковые» параметры повышались в Украине не реже одного
раза в квартал. Так, в 2012 году размер прожиточного минимума и минимальная
зарплата увеличивались 5 раз, в 2011 году — 4 раза, в 2010 году — 5 раз, даже в
кризисном 2009 году — 5 раз. Также дважды в 2014 году увеличится помощь при
рождении ребенка - в частности, на первого ребенка будет выплачиваться после 1
октября 2014 года 33060 грн. (плюс 2,1 тыс. грн. к сегодняшнему размеру), на
второго – 66 120 грн. (плюс 4,2 тыс. грн.), на третьего и следующего ребенка –
132 240 грн. (плюс 8,4 тыс. грн.).
Ребенок
|
родившегося после
1 января 2014 г., грн.
|
родившегося после
1 июля 2014 г., грн.
|
родившегося после
1 октября 2014 г., грн.
|
Первый ребенок, всего
|
30960
|
31770
|
33060
|
Единоразовая выплата
|
10320
|
10590
|
11020
|
Ежемесячная выплата
|
860
|
882,5
|
918,33
|
Второй ребенок, всего
|
61920
|
63540
|
66120
|
Единоразовая выплата
|
10320
|
10590
|
11020
|
Ежемесячная выплата
|
1075
|
1103,12
|
1147,92
|
Третий ребенок, всего
|
123840
|
127080
|
132240
|
Единоразовая выплата
|
10320
|
10590
|
11020
|
Ежемесячная выплата
|
1576,67
|
1617,92
|
1683,61
|
Напомним, что выплата осуществляется единовременно в
10-кратном размере прожиточного минимума при рождении ребенка, остаток суммы
выплачивается равными частями следующим образом: на первого ребенка
выплачивается в течение 24 месяцев, на второго ребенка — 48 месяцев, на
третьего и каждого последующего — 72 месяцев. Если же проследить динамику
увеличения помощи по состоянию на начало года, то с 2014 года увеличение
произойдет на самый маленький размер за последнее время. Наконец, в бюджете-2014, согласно заключительным
положениям, снова останавливаются действия около двадцати социальных законов. В
частности - нормы законов о статусе и социальной защите чернобыльцев,
социальной защите детей войны, военных пенсионеров, милиционеров, прокуроров,
врачей, ветеранов войны и даже жертв нацистских преследований. Это означает,
что размер социальных выплат для этих людей будет определяться не профильным
законом, а решением правительства. То есть предусмотренные уже действующими законами
выплаты будут осуществляться по принципу «есть деньги в бюджете – выплаты
будут, нет денег – нет выплат». Как известно, такой порядок действует с 2011
года, когда Конституционный суд подтвердил справедливость данных полномочий
правительства. На деле, зная, что кризисная ситуация в Украине обостряется, все
будет выглядеть следующим образом — получишь столько, сколько решит Кабмин.
И последнее. Власть обещает по итогам первого
полугодия 2014 года бюджет пересмотреть в сторону увеличения социальных расходов.
Но власть подобное обещала и по итогам первого квартала 2013 года, но бюджет не
пересматривала. Однако принимая во внимание, что 2014 год – предвыборный и
учитывая экономию правительства на повышении оклада первого разряда единой
тарифной сетки с декабря минувшего года, а также российский кредит, из которого
можно взять недостающие средства на соцвыплаты, то даже учитывая серьезные
проблемы в мировой экономике, которые многократно умножатся в нашей украинской нереформированной
экономической системе, перед очередными выборами главы государства вполне можно
рассчитывать на улучшения и повышения социальных выплат.
|