В
предыдущей статье рассмотрены основные социальные
параметры Государственного бюджета Украины на 2014 год. Сейчас предлагаем
вниманию читателей основные показатели расходов главного финансового документа
страны на органы государственной власти, на развитие регионов и государственные
программы.
Итак, социальные стандарты в будущем году вырастут приблизительно
на 7%, а официальный уровень инфляции – на 4,3%. Причём рост инфляции будет
равномерный по месяцам года (будем предполагать, что он не выйдет за рамки
установленного бюджетом), а зарплаты и пенсии с января останутся неизменными и
далее увеличатся лишь с июля и потом с октября. То есть фактически рост цен
(подчёркиваем, что официальный, а не
реальный) «съест» повышение социальных выплат уже к началу весны.
К тому же традиционное небольшое повышение социальных
гарантий будет происходить на фоне беспрецедентно выросших бюджетов силовиков.
Расходы на Министерство внутренних дел увеличиваются на 19%, на Министерство
юстиции – на 7,2%, на СБУ – на 3,8%, на Государственную судебную администрацию
на 2,3%. Лишь неизменными остаются расходы на Генеральную прокуратуру Украины. Кстати,
в 2010 году на нужды МВД, СБУ и ГПУ правительство выделило в 2010 году 15,4
млрд. грн, в 2011 эта цифра возросла на 24% - до 19,15 млрд. грн., в 2012 году
расходы составили 20,47 млрд. грн, в
2013 году – 21,67 млрд. грн., а в этом году – уже 25,9 млрд. грн. За пять
последних лет на силовые органы увеличили финансирование на 67%! Ни одна другая
статья расходов, в том числе и все социальные статьи, не получили такого роста
за последнее время. То есть нам говорят, что денег нет, но оказывается, что на
то, чтобы держать в повиновении украинский народ и гонять оппозицию и простых
людей — деньги есть.
Традиционно уже увеличиваются расходы на органы
государственной власти: обслуживание и организационное и
материально-техническое обеспечение деятельности Президента Украины будет
профинансировано больше на 4%, Государственное управление делами, к которому
относятся другие статьи расходов главы
государства, – на 2,3%. На Государственную судебную администрацию выделят
больше на 4,5%, лишь на деятельность Верховной Рады выделят на 1% меньше
прошлогоднего уровня.
Расходы
госбюджета
|
2013 год, млрд.
грн.
|
2014 год, млрд. грн.
|
Изменение
|
млрд. грн.
|
%
|
Обслуживание и
организационное и материально-техническое обеспечение деятельности президента
|
0,302
|
0,314
|
+0,012
|
+4
|
Аппарат Верховной Рады
Украины
|
0,93
|
0,92
|
-0,01
|
-1
|
Государственное управление
делами
|
1,3
|
1,33
|
+0,03
|
+2,3
|
Государственная судебная
администрация
|
4,4
|
4,6
|
+0,2
|
+4,5
|
Генеральная прокуратура
Украины
|
3,2
|
3,2
|
0
|
0
|
Министерство внутренних дел
|
16,05
|
19,1
|
+3,05
|
+19
|
Министерство энергетики и
угольной промышленности
|
15,4
|
19,4
|
+4
|
26
|
Министерство социальной
политики
|
88,6
|
93
|
+4,4
|
+5
|
Министерство экономического
развития и торговли
|
2
|
1,3
|
-0,7
|
-35
|
Министерство аграрной
политики и продовольствия
|
8,7
|
8,5
|
-0,2
|
-2,3
|
Министерство здравоохранения
|
10
|
10,1
|
+0,1
|
+1
|
Министерство образования и
науки
|
25,2
|
25,6
|
+0,4
|
+1,6
|
Министерство культуры
|
2,4
|
2,6
|
+0,2
|
+8,3
|
Министерство обороны
|
15,3
|
15,6
|
+0,3
|
+2
|
Министерство юстиции
|
5,5
|
5,9
|
+0,4
|
+7,2
|
Служба безопасности Украины
|
3,45
|
3,58
|
+0,13
|
+3,8
|
На 4 млрд. грн. увеличивается в бюджете финансирование
энергетики и угольной промышленности, почти на 4,5 млрд. – социальной политики.
При этом почти на треть уменьшается финансирование Министерства экономического
развития и торговли. Согласно бюджету – 2014, расходы на образование увеличены
на 1,6%, на здравоохранение – на 1%, на культуру – на 8,3%. В сумме эти три
важнейшие сферы жизнедеятельности получат увеличение своих доходов (на 700 млн.
грн.) почти в два раза меньше, чем одно МВД (там «в плюсе» аж 3 млрд.).
Если же посмотреть на политику бюджета в отношении
органов местного самоуправления, то и здесь картина будет неутешительной. Как
заявляют в Ассоциации городов Украины (в которую, напомним, входят городские
головы крупнейших городов Украины), местным бюджетам на выполнение делегированных
полномочий (а это зарплаты бюджетникам, оплата энергоносителей) не хватает в
2014 году нескольких миллиардов гривен.
Это значит, что на последний квартал 2014 года работники бюджетной сферы
городов и других населенных пунктов, как уже бывало не один раз, не обеспечены
зарплатой, отсутствуют средства для оплаты коммунальных услуг и расчеты за
энергоносители.
Но, с другой стороны, Красный Луч фигурирует во многих
разделах бюджета, связанных с дотациями и межбюджетными трансфертами.
Межбюджетные трансферты — средство межбюджетного регулирования, заключающееся в
передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой.
То есть деньги из госбюджета идут в местный бюджет города для выполнения задач
общенационального значения, если собственных поступлений в бюджет недостаточно
для их компенсации. Так вот, в бюджете-2014 наш город получит по этим
трансфертам почти 81 млн. грн. К
примеру, соседний Антрацит получит 46,7 млн., Алчевск – 24,4 млн., Стаханов –
75,9 млн., Северодонецк – 42,7 млн., а Луганск – только 14,8 млн. Разница в
суммах для этих городов только лишний раз подчеркивает явную недостаточность
собственных средств городской громады для выполнения всех функций по
финансированию делегированных ей полномочий. И не факт еще, что этого 81 млн.
хватит Красному Лучу для удовлетворения всех потребностей в соответствующем
финансировании.
Кроме этого, согласно параметрам бюджета на этот год,
наш город получит субвенцию на строительство, реконструкцию, ремонт и
содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах в
размере 2,8 млн. грн., а также 11,4 млн. грн. – субвенцию на проведение
мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий из
государственного фонда регионального развития. Кстати, из этого фонда наш город
получит больше средств, чем Донецк (у него 10 млн.), Луганск (там «всего» 4
млн.), но, к примеру, соседний Артемовск получит аж 46,3 млн. грн. Отметим
также, что предусмотрена субвенция из государственного бюджета областному
бюджету Луганской области на осуществление капитального ремонта, реконструкции
и строительства сооружений Луганского областного физкультурно-оздоровительного
центра «Авангард» в Луганске в размере 110 млн. грн. При этом случайно,
наверное, то, что председатель бюджетного комитета парламента и президент играющего
на этом стадионе футбольного клуба «Заря» - это одно и то же лицо.
Наконец, самый главный вопрос, который волнует
экспертов, — сможет ли правительство выполнить заложенные в бюджет показатели? По
мнению экспертов, рост валового внутреннего продукта Украины в 2014 году
увеличится не более чем на 2% и не достигнет правительственного прогноза в 3%,
при этом ускорение роста ВВП в 2014 году может произойти за счет изменения
ситуации на внешних рынках и улучшения спроса со стороны Европы. Таким образом,
доходная часть госбюджета – 2014 снова может быть не выполнена. Эксперты также ожидают,
что инфляция в 2014 году превысит правительственный прогноз в 4,3%, достигнув
как минимум 7% из-за подорожания продуктов питания и возможного роста тарифов
на коммунальные услуги. Что касается курса доллара, то аналитики сохранили
прогноз падения гривны до 9,00 за $1 в 2014 году с заложенного в бюджете уровня
в 8,5 грн.
Что ж, будем надеяться, что все основные параметры
главного финансового документа страны будут выполнены – и в социальной его
части, и в макроэкономической. Впрочем, именно от последней и зависит финансирование
всех социальных выплат, которые касаются практически каждого гражданина страны.
Но учитывая, что 2014 год – предвыборный, то хотя бы даже только по этой
причине действующая власть сделает все для того, чтобы социальные параметры
бюджета выполнить в полном объеме.
|