В
предыдущем блоге были рассмотрены основные социальные параметры
Государственного бюджета Украины на 2013 год. Сейчас предлагаем вниманию
читателей основные показатели расходов главного финансового документа страны на
органы государственной власти, на развитие регионов и государственные
программы.
Итак, социальные стандарты в будущем году вырастут на
7%, а официальный уровень инфляции – на 5%. Причём рост инфляции будет
равномерный по месяцам года (будем предполагать, что он не выйдет за рамки
установленного бюджетом), а зарплаты и пенсии с января вырастут чуть более чем
на 1% и далее до декабря будут неизменными. То есть фактически рост цен
(подчёркиваем, что официальный, а не
реальный) «съест» повышение социальных выплат уже к началу весны.
К тому же традиционное копеечное повышение социальных
гарантий будет происходить на фоне беспрецедентно выросших бюджетов силовиков.
Как отмечает народный депутат Украины Николай Томенко, расходы на Генпрокуратуру
увеличиваются почти на 21%, на Государственную судебную администрацию — на
4,2%, Министерство внутренних дел — на 3,3%, Службу безопасности — на 4,8%.
Кстати, в 2010 году на нужды МВД, СБУ и ГПУ правительство выделило 15,4 млрд.
грн, в 2011 эта цифра возросла на 24% - до 19,15 млрд. грн., в 2012 году
расходы составят 20,47 млрд. грн, а в
2013 – 21,67 млрд. грн. За 4 года на силовые органы увеличили финансирование на
41%! Ни одна другая статья расходов, в том числе и все социальные статьи, не
получили такого роста за последнее время. «То есть нам говорят, что денег нет,
но оказывается, что на то, чтобы держать в повиновении украинский народ и
гонять оппозицию и простых людей — деньги есть. Я уже не говорю о том, как
финансируется образование и гуманитарная сфера в целом», — сказал Томенко.
Расходы
госбюджета
|
2012 год,грн.
|
2013 год,
грн.
|
Уменьшение
|
грн.
|
%
|
здравоохранение
|
11,6 млрд.
|
9,8 млрд.
|
1,8 млрд.
|
16%
|
образование, молодёжь и
спорт
|
29,5 млрд.
|
25,2 млрд.
|
3,3 млрд.
|
15%
|
культура
|
5 млрд.
|
2,5 млрд.
|
2,5 млрд.
|
50%
|
министерство обороны
|
16,4 млрд.
|
15,3 млрд.
|
1,1 млрд.
|
7%
|
Согласно бюджету – 2013, уменьшены расходы на
здравоохранение (с 11,6 до 9,8 млрд. грн., или на 16%), на образование,
молодёжь и спорт (с 29,5 до 25,2 млрд. грн., или почти на 15%), на культуру (с
5 до 2,5 млрд. грн., или на 50%), на оборону страны (с 16,4 до 15,3 млрд. грн.,
или на 7%). Видимо, в данных аспектах у
нас «полный порядок» и избыточное финансирование. Вот, например, на
образование, спорт и молодёжь у нас планируется потратить аж 25,2 млрд. грн.
При этом все (!) олимпийские команды (основная, молодёжь, юношеская) и их
подготовка обойдётся всего в 22,8 млн. грн. Непонятно только, как ещё хоть
какие-то медали на олимпийских играх наши спортсмены умудряются завоёвывать.
Или расходы на противодействие СПИДу – 4,2 млн. грн., из которых на сами
мероприятия по лечению и профилактике аж... ровно 1 млн. И 3,2 млн. грн.
выделяется на «Керівництво та управління у сфері протидії ВІЛ-інфекції/СНІДу та
інших соціально небезпечних захворювань». Видимо, управленцев «от СПИДа» в
стране в три с лишним раза больше, чем самих больных. К тому же впервые за
историю Украины в госбюджете – 2013 не предусмотрено средств на строительство и
приобретение жилья для военнослужащих. Зато расходы на высшие органы власти
увеличены с 1,4 млрд. грн до 2,4 млрд. грн. (на 71%)!
Если же посмотреть на политику бюджета в отношении
органов местного самоуправления, то и здесь картина будет неутешительной. Как
заявляют в Ассоциации городов Украины (в которую, напомним, входят городские
головы крупнейших городов Украины), местным бюджетам на выполнение
делегированных полномочий (а это зарплаты бюджетникам, оплата энергоносителей)
не хватает в 2013 году порядка 30 млрд. гривен. Это значит, что на последний
квартал 2013 года работники бюджетной сферы городов и других населенных пунктов
не обеспечены зарплатой, отсутствуют средства для оплаты коммунальных услуг и
расчеты за энергоносители.
Кроме того, дефицит ресурсов на финансирование
жилищно-коммунального хозяйства составляет 12 млрд. гривен, в частности
полностью не обеспечено расходы на лифтовое хозяйство, реконструкцию общежитий,
улучшение качества воды, переоснащение и капремонт домов, в которых образуется
ОСМД, замену и капремонт тепловых сетей, меры по энергоэффективности и
энергосбережения и многие другие программы. Не предусмотрено полное
финансирование социальных льгот, предоставленных государством: например, на
компенсацию льготного проезда в бюджете предусмотрено 2 млрд. гривен, хотя
минимальная потребность составляет 3 млрд. гривен.
Еще одной новацией, которая негативно повлияет на
население регионов, является недостаток средств на социально-экономическое
развитие отдельных территорий. На 2013 год правительство выделило на эти цели всего
1,34 млрд. гривен, что на 2,8 млрд. грн меньше соответствующего показателя 2012
года. Кроме того, распределение этих средств явно неадекватно. Так, почти 50%
этой суммы направлено на Донбасс: для Донецкой области 400,6 млн. гривен (30% всех
дотаций), для Луганской области - 218
млн. гривен (16,3%). В то же время, в Киев направлено 11 млн. гривен (0,8%), для
Волынской обл. - 9 млн. (0,7%), для Ивано-Франковской обл. - 8 млн. грн. (0,6%),
на Черновицкую и Хмельницкую обл. - по 5 млн. гривен (0,4%), на Винницкую обл.
- 2 млн. гривен (0,2%). Вообще не выделено ни копейки Закарпатской,
Николаевской, Полтавской, Тернопольской, Херсонской, Черкасской областям.
Особенно циничным в этом вопросе является выделение 140 млн. гривен на
избирательный округ № 65 уже бывшего спикера Верховной Рады Украины В.Литвина.
Регион
Украины
|
Выделение
средств на
развитие регионов
|
Донецкая
область
|
400,6 млн. грн.
|
Луганская
область
|
218 млн. грн.
|
город
Киев
|
11 млн. грн.
|
Волынская
область
|
9 млн. грн.
|
Ивано-Франковская
область
|
8 млн. грн.
|
Черновицкая
область
|
5 млн. грн.
|
Хмельницкая
область
|
5 млн. грн.
|
Винницкая
область
|
2 млн. грн.
|
Закарпатская
область
|
0 грн.
|
Николаевская
область
|
0 грн.
|
Полтавская
область
|
0 грн.
|
Тернопольская
область
|
0 грн.
|
Херсонская
область
|
0 грн.
|
Черкасская
область
|
0 грн.
|
Неприятной новостью для всех жителей страны является
то, что в госбюджете – 2013 не предусмотрены средства на компенсацию тарифов на
газ для населения. Ни для кого не секрет, что в Украине население покупает
голубое топливо по ценам намного ниже рыночных. «В прошлом году на компенсации
"Нефтегазу” было заложено 3,9 миллиарда гривен, — говорит независимый
энергетический эксперт Валентин Землянский. — На 2013-й не предусмотрено ни
копейки». Таким образом, "Нефтегаз” делают заведомо убыточной компанией.
Вариантов развития событий здесь несколько: можно брать кредиты для покрытия
разницы в тарифах (не факт, что их можно будет легко найти в условиях
надвигающегося кризиса) или вариант второй — повышать тарифы для населения. Как
решат эту проблему — пока неизвестно.
Также одним из «антисоциальных» моментов бюджета на
2013 год является квартирный вопрос. Так вот, Кабинет министров предлагает
предусмотреть Государственному фонду содействия молодежному жилищному
строительству 171,039 млн гривен на программы по обеспечению молодежи жильем в
следующем году. Между тем, в Государственной программе обеспечения молодежи
жильем на 2013—2017 годы прогнозный объем финансирования на 2013 год составляет
526,458 млн. гривен (то есть в три раза больше, чем реально выделяется в
бюджете на 2013 год). С ипотекой дела обстоят не лучше. В сентябре текущего
премьер-министр заявлял, что Кабмин предусмотрел в проекте государственного
бюджета на 2013 год 1 млрд. гривен на программу удешевленной ипотеки (столько
же было выделено и госбюджете 2012 года). Реально же Министерству региональной
политики и ЖКХ хотят выделить лишь 300 млн. гривен на программу удешевления
стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан (то есть
опять-таки только треть необходимой суммы). В целом на все жилищные программы
планируется выделить 1,4 млрд. гривен, при этом профильное ведомство озвучивало
потребность в 2 млрд. гривен. Стоит отметить, что общие расходы ведомства
составят 1,375 млрд. гривен (это — строительство и ремонт дорог, обновление
инфраструктуры), хотя министерство планировало выделение 4,1 млрд. гривен. При
всех этих «недостачах» правительство предусмотрело в бюджете – 2013 чуть более
1 млрд. грн. на…(только не смейтесь) подготовку Украины к проведению чемпионата
Евро – 2012!!
Наконец, самый главный вопрос, который волнует
экспертов, — сможет ли правительство выполнить заложенные в бюджет показатели?
Рост валового внутреннего продукта Украины в 2013 году увеличится всего до 2,5%
и не достигнет правительственного прогноза в 3,4%. Это подчеркнули
представители 15 банков и компаний — участники ежемесячного опроса Reuters. По
мнению экспертов, ускорение роста ВВП в 2013 году может произойти за счет
изменения ситуации на внешних рынках и улучшения спроса со стороны Европы.
Таким образом, доходная часть госбюджета – 2013 снова может быть не выполнена.
Эксперты ожидают, что инфляция в 2013 году превысит правительственный прогноз в
4,8%, достигнув как минимум 7% из-за подорожания продуктов питания после
низкого урожая 2012 года и роста тарифов на коммунальные услуги. Что касается
курса доллара, то аналитики сохранили прогноз падения гривны до 9,00 за $1 в
2013 году с текущего уровня 8,18.
Вот и получается, что и с обещанным улучшением
жилищных условий стоит подождать, как в принципе и с повышением благосостояния.
И хотя власть обещает по итогам первого квартала 2013 года бюджет пересмотреть
в сторону увеличения социальных расходов, принимая во внимание, что в этом году никаких выборов не намечается и
учитывая надвигающиеся серьезные проблемы в мировой экономике, которые
многократно умножатся в нашей украинской экономической системе, рассчитывать на
улучшения и повышения не приходится. Так что, видимо, придётся ждать
«покращення нашого життя» не сегодня и даже не завтра.
|