Проводиться мониторинг будет в виде тестов
по учебным предметам, рассчитанным на один урок. Перед началом каждого урока, на котором будет проводиться мониторинг,
учащиеся должны ответить на вопросы анкеты, размещенной в бланке ответов по
соответствующему учебному предмету. Время для заполнения анкет не учитывается в
45 минут, отведенных ученикам для выполнения теста. Каждый ученик должен будет
выполнить один из четырех вариантов теста.
После проведения мониторинга правильные ответы к
заданиям тестов по соответствующим учебным предметам будут размещены в
Интернете. Оценивание работ будет осуществляться в соответствии с
инструктивно-методическими рекомендациями к каждому учебному предмету,
содержание которых отражено в объяснительных записках к каждому сборнику
заданий.
Вместе с переносом сроков были изменены и
некоторые условия проведения мониторинга. Дело в том, что в министерство были
направлены сотни жалоб от родителей и педагогов, да и просто в
интернет-комментариях пользователи не стеснялись в выражениях по поводу
проведения мониторинга и его организации.
«Уточнённые» рекомендации для проведения мониторинга в ноябре и декабре
учли некоторые пожелания «протестующих».
Во-первых, расширили сроки проведения
министерских тестов. Если ранее десятиклассники за десять учебных дней должны
были написать десять тестов, а пятиклассники – пять тестов за то же время, то
теперь учащиеся пятых классов будут писать только по одной работе в неделю, а
ученики 10 классов – не более трёх. Правда, десятиклассникам добавили два
теста, разделив украинский язык и литературу на два теста и сделав два теста по
истории (всемирной и истории Украины) вместо одного
Во-вторых, учащиеся теперь не будут писать
министерские тесты по понедельникам и по пятницам, что не рекомендуется делать
по санитарно-гигиеническим нормам. Кстати, за министерские тесты учащиеся
получат не оценки 12-балльной шкалы, а только лишь уровни учебных достижений:
начальный, средний, достаточный и высокий.
В-третьих, в методических рекомендациях исполнителя мониторинга - Института инновационных
технологий и содержания образования – уже нет обязательной нормы, которая допускает использование бланков ответов
учащихся только из сборников заданий и запрещает ксерокопирование (то есть фактически
каждый ученик 5-х и 10-х классов должен был покупать сборник по каждому
предмету). Кстати, ксерокопии запрещали делать из-за того, что бланки ответов
будут проверять с помощью компьютера. Рассмешили. Причём два раза: первый –
потому что тесты будут проверять учителя, а второй – все тесты в школе будут
упакованы в пакеты, а пакеты со всех школ города будут упакованы в один ящик от
этого города и направлены в министерство. Вы представляете, что все эти пакеты
будут открывать и проверять все тесты с помощью компьютера??? А зачем тогда их
проверять учителям?? Таким образом, теперь участники мониторинга могут скачать
в интернете эти бланки и сами задания мониторинга за два дня до проведения
соответствующего теста. А вот значит ли это, что ученики не обязаны покупать
все сборники по всем предметам мониторинга, остаётся непонятным: если можно
скачать варианты заданий и бланки за два дня до тестирования, то зачем покупать
сборники? Может, для подготовки к этим тестам? Но тогда можно обойтись парой
экземпляров на класс, а не заставлять каждого покупать эти сборники.
Остаётся без ответа и ещё несколько вопросов. Как
ученикам 5 класса в декабре, спустя полгода после проведения итоговой
государственной аттестации, где, собственно, и проверяли уровень учебных достижений
учащихся за начальную школу, вспомнить сведения по пяти предметам за 3 и 4
класс? То же самое относится и
десятиклассникам, которым придётся сдавать тесты по предметам не только выносящихся
на итоговую аттестацию (украинскому языку, математике, географии, биологии и
иностранному языку), но и ещё по семи учебным дисциплинам. Кстати, курс основной
школы, за который будут «отдуваться» десятиклассники, – это не только задания
за 9 класс, но и за 7 и 8 классы тоже.
Не решена и проблема дополнительной оплаты работы
педагогов в ходе проведения мониторинга: эти контрольные работы не предусмотрены в
учебных программах и не входят в тарификации учителей. К тому же оплата за
проверку письменных работ учащихся не предусмотрена нормативными документами по
большинству предметов, включенных в порядок проведения мониторинга (за проверку
тетрадей платят лишь языковедам и математикам).
Вызывает также недоумение и то, что четыре
варианта заданий, которые будут предложены учащимся в день проведения
мониторинга, будут известны и выложены
на сайтах организаторов за два (!!!) дня до
его проведения. У учителей появляется ещё один стимул предоставить для
отчёта «правильные» результаты, которые в полной мере удовлетворят как
администрации школ (значит, хорошо работаем), так и родителей учащихся (не зря
потратили деньги за сборники). А как же быть с объективностью результатов?? А
может это не главное?? Главное – напечатать и продать побольше сборников
заданий, решебников к этим заданиям (то, что их будут продавать, не сомневаюсь
ни секунды). Поэтому «коммерческая»
версия проведения мониторинга спустя почти полгода после окончания периода, за
который и проверяются знания учащихся, по-прежнему является основной.
Вот и получается, что родители, и так в
течение учебного года немало спонсирующие школу (которую, напомним, финансируют
из бюджета только на зарплаты и коммунальные услуги, и то не в полном объёме, и
не всегда вовремя), должны ещё выступить спонсорами и министерского мероприятия
по проверке знаний своих детей, которая по многим причинам, указанным выше, в
принципе таковой не является.