Именно такую задачу перед педагогами ещё в июне
месяце поставил премьер-министр Украины Николай Азаров. Министерство
образования и науки, молодёжи и спорта Украины оперативно разработало методические
рекомендации по исполнению данной инициативы. Итак, что же предлагает
министерство для педагогов и что на самом деле может произойти в результате
очередных нововведений в образовательной сфере?
Что предлагает министерство?
Начнём с того, что внедрение в учебно-воспитательный процесс школ
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является требованием времени.
На сегодня без использования информационно-коммуникационных средств невозможно
обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех учащихся. Это
понятно для всех – и для учителей, и для директоров школ, и для родителей
учащихся. В целях обеспечения 100%-го овладения учителями до конца 2011 года
основ ИКТ министерство рекомендует активизировать
традиционные формы организации работы и внедрять инновационные формы. Что же входит в «инновационную часть»?
Первая возможность: учитель – учитель.
Эта форма предполагает обучение одних учителей другими, которые имеют навыки
владения ИКТ, в рамках одного учебного заведения. Опыт внедрения такой формы,
как считают в министерстве, имеют почти все регионы страны.
Вторая возможность: школа – школа.
Учебные заведения, в которых учителя владеют ИКТ, берут шефство над своими
коллегами из других учреждений с целью повышения уровня их информационно-коммуникативной компетентности. Опыт подобной работы, как
заверяют в министерстве, уже имеют учебные заведения города Киева.
Третья возможность: ученик –
учитель. Подобная форма направлена на сотрудничество между учителем и учеником, в
ходе которого идет двусторонний обмен информацией. Она позволяет учителям
повысить свой уровень владения ИКТ и улучшить взаимопонимание с учениками. Опыт
такой формы работы не настолько распространен, но он, по мнению чиновников
министерства, апробирован в отдельных учреждениях большинства регионов страны.
Что должен уметь учитель при овладении ИКТ?
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта также объявило полный перечень того, чем же
должны овладеть учителя при обучении их ИКТ. Как указано в письме министерства,
каждый учитель должен уметь создавать текстовые документы, таблицы, рисунки,
диаграммы, презентации. Также каждый современный педагог должен использовать
Интернет-технологии, локальные сети и базы данных, а также осуществлять
анкетирование, диагностирование, тестирование, поиск необходимой информации в
сети Интернет. Ко всему этому ещё следует добавить, что каждый педагог должен уметь
разрабатывать собственные электронные продукты (разработки уроков,
демонстрационный материал) и совмещать готовые электронные продукты
(электронные учебники, энциклопедии, обучающие программы, демонстрационные
программы т. п.) в своей профессиональной деятельности.
Что уже сделано по овладению ИКТ в школах?
Сказать, что работа по подготовке учителей к овладению основами ИКТ до
этого не велась, было бы неправильно. Раз в пять лет каждый педагог проходит
курсы повышения квалификации при институтах последипломного педагогического
образования, включающих в себя и курс по изучению ИКТ и их внедрение в
учебно-воспитательный процесс. Многие педагоги овладели компьютером
информационными технологиями путём самообразования. Наконец, с 2004 года реализуется программа корпорации
Интел «Обучение ради будущего». Программа
призвана осуществить переподготовку педагогических кадров по
ИКТ, а также помочь учителям освоить
эффективные педагогические и информационные технологии, расширить их
использование при организации самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности учащихся. Слушатели курсов
учатся планировать учебные проекты и создавать презентации, публикации и
веб-сайты. По Украине в рамках этой программы, по информации
портала корпорации, уже прошло обучение более 150 тыс. учителей (это около 30%
от общего количества), в Луганской области – около 4,5 тыс. педагогов. В
Красном Луче эта работа также ведётся и во многих школах уже прошли такие
курсы, благодаря которым около сотни педагогов повысили свой уровень овладения
ИКТ.
Учитывая вышесказанное, возникает очень простой и где-то даже наивный
вопрос: зачем такая спешка, чтоб именно к концу этого года все учителя овладели
ИКТ? Неужели с 2012 года за это будут
доплачивать к мизерной учительской зарплате? Или произойдёт что-то такое, что
сделает невозможным работу учителей без компьютерной подготовки? А может,
чиновникам от образования нужно будет бойко отрапортовать президенту об
успешном окончании года образования в Украине (напомним, что Виктор Янукович
объявил 2011 год годом образования и внедрения ИКТ)?
К чему следует быть готовым
Учитывая наши реалии и зная систему образования в нашей стране, можно смело
предположить следующее: обеспечить 100%-ое овладение ИКТ всеми учителями просто нереально. И вот почему.
Во-первых, не все учителя имеют дома компьютер, на котором они могли бы
создавать всё то, что рекомендует и требует министерство. Во-вторых, невозможно
будет это сделать и в школе в компьютерных классах, которые и так
загружены повседневной работой. К тому
же делать это придётся во внеурочное время, а у педагога оно и так занято проведением факультативов и кружков,
проверкой тетрадей, подготовкой к урокам (а если сюда добавить ещё и хлопоты
классного руководителя – то говорить о свободном времени педагога просто не
приходится). Кстати, всего несколько краснолучских школ имеют мультимедийные
проекторы для эффективного использования ИКТ (кстати, купленные за счёт средств
родительского фонда). К тому же ещё не все школы города ещё компьютеризированы
и тем более подключены ко всемирной сети
интернет (хотя справедливости ради скажем, что областные власти поставили
задачу завершить этот процесс до конца 2011 года). Так что если даже учитель и
овладеет ИКТ, применять их будет просто не на чем! В конце концов, в некоторых
школах компьютеры уже настолько морально устарели, что постигать на них азы ИКТ
будет очень трудно.
Тем не менее министерство предполагает проведение мониторинга
обученности учителей, и учебным заведениям, все учителя которых соответствуют
требованиям к уровню владения ИКТ, местные органы управления образованием должны
будут выдать сертификат «100 процентов владения ИКТ». Соответствие уровня
владения учителями ИКТ вышеприведенным ориентировочным требованиям должны также
определять местные органы управления образованием (интересно, как это будет
организовано!).
Так что, скорее всего, нас ждёт
очередная компанейщина – по другому назвать это очень сложно. Директора школ
либо должны будут заниматься приписками о количестве учителей, овладевших ИКТ,
или добровольно-принудительно заставлять педагогов повышать свой уровень владения
ИКТ. А то, что на местах возможны «перегибы»
в реализации данной инициативы, наглядно доказывает информация из Крыма, где
местное Министерство образования и науки уже заявило, что учителям, не
овладевшим до конца 2011 года ИКТ, будет предложено написать заявления об
увольнении!! P.S. Статья была написана в начале августа 2011 года
|