Большинство директоров общеобразовательных учебных
заведений считают бюрократизм и "бумаготворчество" актуальной
проблемой, мешающей эффективной работе украинской школы. Об этом
свидетельствует всеукраинское исследование по отношению педагогов к проблемам
управления школой, осуществлено Ассоциацией руководителей школ города Киева.
Как свидетельствуют результаты исследования, после
издания в 2005 году приказа Минобразования № 297 "О преодолении проявлений
бюрократизма в образовании" ситуация в отечественной школе не только не
улучшилась, но и существенно ухудшилась. "Объем
"бумагооборота" увеличился в 2-3 раза. За год - более 1200,
еженедельно - 30 бумаг входящей-исходящей документации, при практически 100-процентной
компьютеризации школы. Почти 80% руководителей школ, принявших участие в
исследовании, считают избыточный бюрократизм и излишнее
"бумаготворчество" актуальной проблемой, мешающей эффективной
работе", - отмечают в Ассоциации руководителей школ города Киева.
Респонденты, прежде всего, отмечают неоправданное
увеличение бумажного оборота в школе, полное равнодушие руководящих институтов
к возможностям использования запрашиваемой информации и конечным результатам
деятельности школы, дублирование запросов, несогласованность планирования
работы школы и органов управления образованием на всех уровнях, а также
отсутствие объективного анализа и прозрачности в работе местных органов
управления образованием; дублирование документов Минобразования по всей вертикали
с опозданием во времени.
Основными причинами бюрократизации школьного
образования, по мнению директоров украинских школ, является деятельность служб,
учреждений и организаций, которые нагружают школы всевозможными "срочными
мерами", традиционная бюрократическая вертикаль, устаревший стиль управленческого мышления
работников органов управления образованием, неготовность управленцев в системе
образования к применению безбумажных технологий управления и основ
е-управления, коррумпированность системы
образования, которую усиливает ее централизация.
Подавляющее большинство респондентов считают, что
основными препятствиями для демократических изменений и внедрения школьной
автономии является попытка централизовать все финансовые потоки и кадровые
назначения в районных управлениях образования, что вызывает всепроникающую
коррупцию и манипулирование руководителями школ, отсутствие специального
управленческого образования и систематического обучения руководителей школ по
финансово- хозяйственным вопросам, несформированность нормативно-правовой базы
для автономии учебных заведений, что делает руководителя школы незащищенным
перед контрольными органами и отталкивает его от идеи школьного самоуправления.
Респонденты, принявшие участие в исследовании,
отметили необходимость отказа от административно-командного стиля управления
школой и перехода к менеджменту, основанному на принципах демократического
управления. Основным механизмом повышения эффективности и качества образования,
по мнению 85% респондентов, является обновление механизма финансового
обеспечения образования, основанного на финансировании из расчета средств на
образовательные нужды одного ученика - так называемую "образовательную
корзину ученика". В исследовании приняли участие руководители более
500 школ разного типа из разных регионов Украины (через анкетирование и
индивидуальные интервью).
Освіта.ua
|