Четверг, 19.09.2024, 20:22
Персональный сайт Чусова Сергея Евгеньевича
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [96]
Статьи из Интернета [69]
Время
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи из Интернета

КОМПЬЮТЕР ДЛЯ ДЕТЕЙ: преимущества и недостатки

В наше время очень стремительно развивается техника, появляются новые информационные технологии. Казалось бы, ещё недавно персональные компьютеры были диковинкой, а сейчас они есть в каждом офисе, магазине. Всё больше компьютеров появляется дома, мобильные телефоны по своим возможностям приближаются к компьютерам, в которых есть всё—от органайзера до игр. Конечно, компьютеры значительно облегчают нашу жизнь—и в этом их несомненный «плюс». Про преимущества компьютеров знают даже дети.

    К сожалению, у них есть и свои недостатки. Про «минусы» широкого распространения компьютеров мы знаем ещё очень мало и почти не обращаем на это внимания. Люди, которые часто работают или играют за компьютером, жалуются на ухудшение зрения, боли в спине от сидения в статичном положении, вредным является также излучение экранов компьютеров. А как компьютеры влияют на психику людей? На это всё большее внимание обращают врачи и учёные.

Именно про недостатки компьютеров рассуждают Надежда Степановна Полька, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе Института гигиены и медицинской экологии им. А.М.Марзеева Академии медицинских наук Украины и Наталья Яковлевна Яцковская, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией гигиенического обеспечения условий жизнедеятельности детей того же института.

 

Работая в любом помещении, компьютер существенно изменяет качество его внутренней среды, а именно: повышается температура помещения (если в помещении стоит несколько ПК, разница может составлять до 10°С), повышается шум, изменяется природное соотношение тяжелых и лёгких аэроионов (в природе оно уравновешено, а если работает компьютер, в воздухе преобладают тяжелые аэроионы, которые могут содействовать возникновению головной боли, сонливости, апатии, утомляемости).

   Поэтому к комнате, в которой дети работают за компьютером, предъявляют следующие требования:

Общая площадь — 72 кв.м, не менее 6 кв.м на одно рабочее место.

Компьютеры необходимо ставить вдоль стен так, чтобы задние поверхности мониторов были ориентированы к стенам. Лучше, если эти стены ориентированы на улицу или в коридор. Нельзя ставит компьютеры вдоль стен, общих с другими помещениями, где постоянно находятся люди. Расстояние между рабочими местами должно быть не менее 0,7 м.

Окна помещения, в котором работают на компьютерах, не могут быть ориентированы на юг или юго-запад, если дети работают во второй половине дня, и даже на юго-восток, если дети работают в первой половине дня, потому что в таких комнатах температура уже в начале рабочего дня на 2-3°С, а то и на 5°С превышает рекомендованную.

У младших школьников недостаточно развиты регуляторные механизмы, поэтому они очень чувствительно реагируют на повышение температуры: появляется сонливость, повышаются температура тела и потливость.

В исследованиях Института гигиены и медицинской экологии им. А.М.Марзеева обоснован  возраст начала систематичного обучения детей с использованием компьютера — 10-11 лет.

Почему мы не рекомендуем начинать систематическую работу с компьютером ранее 10-11 лет? Проведённые комплексные физиологические исследования показали, что дети меньшего возраста, особенно дошкольники, очень впечатлительны к комплексу причин, которые создаёт ПК и сам процесс работы, также следует учитывать возрастные особенности детей.

У детей возраста до 10 лет ещё формируется зрительный анализатор, его мышечная составляющая, формируется рефракция. Все дети рождаются дальнозоркими, до 10 лет у них формируется нормальная рефракция. В зависимости от того, когда и какую дать ребёнку зрительную нагрузку, у него сформируется нормальное зрение или он станет близоруким, или останется дальнозорким.

 Все книжки для детей печатаются согласно утверждённых норм и стандартов—это касается высоты букв, их начертания, контрастности изображения и т.д. В компьютерных программах всего этого нет: каждый действует, как считает нужным. Вот почему и возникает ещё и дополнительная нагрузка на зрение детей. Поэтому мы не рекомендуем, и больше того, запрещали бы привлекать детей до 10-11 лет к систематической работе с компьютером, особенно к работе с компьютерными программами, где есть какой-нибудь текст.

  Соединение агрессивных и неагрессивных цветов может вызвать у ребёнка нежелательную реакцию. Мы также должны помнить, что у дошкольников происходит интенсивное формирование психологической сферы, осознание себя как личности. И именно потому в этот период нежелательно повышенную нагрузку на психику ребёнка.

Согласно наших исследований, продолжительность беспрерывной работы за компьютером для практически здоровых детей (без нарушений зрения и патологических отклонений в нервной системе) должно быть следующим:

Для дошкольников—не более 10 минут

Для шестилеток—не более 15 минут;

Для 7—8 летних—не более 20 минут;

Для 9-ти летних и выше—не более 25 минут.

Учёными доказано, что в начальной школе систематически работать за компьютером можно лишь дважды в неделю (третий урок уже даёт нежелательные последствия).

С познавательными целями можно начинать использовать компьютер и на занятиях с дошкольниками, но это должны быть демонстрационные занятия, к тому же они не должны быть систематичными. 

   Так как мы ещё не изучали реакции организма ребёнка 3—6 лет на работу с компьютером, то категорически против привлечения детей к работе с компьютером.

  Если же дети уже сели за компьютеры, обратите внимание на следующие правила (большинство из них действуют и во время просмотра программ телевидения)

 1. Ребёнок должен правильно сидеть: ноги должны стоять на полу, линия зрения ребёнка направлена перпендикулярно в центр экрана. Если ребёнок сидит неправильно, изменяется угол просмотра изображения, что приводит к спазму аккомодации и если это продолжается долго да и ещё у маленького ребёнка, то это может привести к косоглазию, развитию астигматизма и близорукости. Расстояние экрана компьютера от глаз должна быть 40—80 см (расстояние вытянутой руки).

2. Правильное освещение: на экране монитора не должен отображаться источник света. Ребёнок может не обратить внимание на изображение источника света, но всё равно он видит его подсознательно.

3. Окно должно быть плотно зашторенным, если компьютер или телевизор стоят возле него;

4. Обязательно обращайте внимание на длительность работы за компьютером либо за длительностью просмотра телепрограмм;

5. Обращайте внимание на то, что смотрит ребёнок. Содержание, жанр, качество изображения.  Что он делает за компьютером?

 6. Компьютер или телевизор нежелательно ставить в комнате, где спят дети или даже взрослые. Если избежать этого не-возможно, после выключения компьютера или телевизора необходимо проветрить комнату: одновременно открыть окна и двери на 10—15 минут, за  которые  соотношение аэроионов уравновесится,  нормализуется температура и влажность.

Точно с дошкольного возраста за компьютером не могут работать дети с проблемами нервной системы, слабые дети, дети, которые страдают эпилепсией и другими психическими заболеваниями.

   Кроме вышеуказанных причин, на ребёнка влияет сам процесс работы на компьютере: будь-то учебный процесс или игровой.

   Прежде всего—ритм и темп подачи информации. Если он навязан компьютерной программой (программа требует от ребёнка, чтобы он быстрее и интенсивнее действовал, быстро принимал решения), то такая работа очень изматывающая и для центральной нервной системы, и для организма ребёнка в целом. Дети устают и их трудоспособность возобновится лишь через значительный промежуток времени, а у некоторых детей даже до конца дня и на протяжении следующего дня ощущается усталость—следствие от работы за компьютером.

  Содержание—второй важнейший показатель. Отвечает ли содержание компьютерных программ возрастным психофизиологическим возможностям ребёнка, способен ли он воспринимать и понимать то, что требует от неё компьютерная программа?

    К сожалению, в Украине пока что компьютерные программы не проходят педагогической, психологической и гигиенической экспертизы. Поэтому они не всегда отвечают морфологическим, функциональным и психологическим особенностям детей определённого возраста. Мы сейчас работаем над тем, чтобы создать критерии или возрастную классификацию. Тогда мы выставим определённый ряд требований к программному обеспечению для детей различного возраста.

   Мы сейчас пока что занимаемся школьниками (детьми от 7 до 18 лет). Но круг детей, которых интересует компьютер, каждый год увеличивается, их возраст становится  меньшим, поэтому у нас есть задумка включить ещё в исследования детей дошкольного возраста. Иногда уже с 2—3 лет дети активно играют за компьютером. Это, конечно, большая проблема. Она касается и визуальной, и психологической нагрузки.

   Компьютерные игры очень разные. Во время их классификации необходимо учитывать сразу несколько параметров: темп подачи информации, жанр, цветовую гамму. Рано или поздно мы придём к классификации компьютерных игр по возрасту детей (начиная с 3-х лет). Так сейчас принято в Европе и Северной Америке.

   Играет много людей, но не у всех развивается компьютерная зависимость. Поэтому наперёд определить группу риска очень трудно. Это должны делать вместе медики и психологи. Но всё-таки можно определить, что компьютерная зависимость может быстро развиваться у детей с девиантным поведением, с неустойчивой нервной системой, у   гиперактивных детей.

  Факт зависимости есть, но когда он настаёт, могут заметить не учителя (в классе много детей— иногда более 30), а только внимательные родители, воспитатели, которые хорошо знают ребёнка. То есть люди, которые ежедневно видят ребёнка, имеют возможность много времени наблюдать за ним, обращать внимание на то, как ребёнок спит (спокойно или нет), как ведёт себя с одногодками, не теряет ли он интереса к общению со сверстниками на улице (ведь отказ и неумение общаться являются самыми главными и очень серьёзными признаками развития компьютерной зависимости). Если ребёнок отдаёт преимущество «общению» с компьютером, а не прогулкам, чтению книг, другим занятиям, к которым привык, которые ему раньше нравились—это уже серьёзная весточка возможного начала развития компьютерной зависимости.

  Если вы заметили первые признаки компьютерной зависимости у ребёнка, попробуйте перевести его внимание на что-то другое  (спортивные соревнования, прогулки, поход в цирк и т.д.). Если это  не даёт требуемого результата, обратитесь к психологу, можно также посоветоваться с детским психологом на сайте dopomoha.kiev.ua.

    Сегодня очень важным является то, чтобы ребёнок знал про вред компьютера и компьютерных игр, какие следствия злоупотребления могут быть.

   Мы не можем запретить—дети всё равно будут играть. Запретительные меры, как правило, неэффективны: если родители будут только категорически запрещать, дети могут уйти из дома. Они всё равно обязательно зайдут в компьютерный клуб. Поэтому необходимы только воспитание, разъяснения, только индивидуальная работа психолога с ребёнком.

Категория: Статьи из Интернета | Добавил: Serg (22.06.2012)
Просмотров: 2641 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Чусов С.Е. Все права защищены © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz