2012 год является особенным для начальной школы. Ведь
именно с 1 сентября этого года в начальной школе начнется постепенное внедрение
нового Государственного стандарта начального общего образования и новых учебных
программ для начальной школы.
Итак, новый 2012 – 2013 учебный год для учащихся 1 класса начнётся с изучения новых
учебных предметов. Во-первых, теперь первоклассники будут изучать иностранный
язык, который ранее начинали изучать во 2 классе. Во-вторых, вводится ещё один
новый предмет – природоведение, который будет преподаваться 2 урока в неделю.
В-третьих, в школах с украинским языком обучения на 1 урок в неделю уменьшается
количество часов на украинский язык и чтение. Наконец, изучение
изобразительного искусства и музыки заменяют теперь одним курсом – искусство,
которое в школах с украинским языком обучения будут изучать на двух уроках в
неделю, а в школах с русским языком обучения – один раз в неделю. Ещё одно
изменение – один урок в неделю (вместо теперешних двух) будет преподаваться
трудовое обучение, а предмет «Я и Украина», ранее изучавшийся в 1 классе,
заменят на предмет «Я в мире», который начнут изучать со второго класса. Общее
же количество уроков у первоклассников не изменится.
С 2013 – 2014 учебного года у второклассников (у тех,
кто в этом году пойдёт в первый класс), добавятся изучение информатики (курс
«Сходинки до інформатики»), курса «Я в мире», продолжится изучение
природоведения и иностранного языка.
Как заявили в
Министерстве образования и науки, молодёжи и спорта Украины, учитель начальной
школы должен овладеть принципиально новым инструментом - современной методике
обучения детей начального школьного возраста основам информатики,
природоведению и иностранному языку. В связи с утверждением правительством
новых государственных стандартов начального общего образования и базового и
полного общего среднего образования подготовка учителя требует принципиальной
коррекции. В первую очередь, местным органам управления образования и областным
институтам последипломного педагогического образования следует позаботиться о
подготовке учителей начальных классов, которые начнут работу по новым
Государственным стандартам.
С одной стороны, новый стандарт начального образования
был утверждён ещё в июне 2011 года и по идее областные институты
последипломного педагогического образования должны были уже начать подготовку учителей, которые обеспечат
преподавания предметов в 1 классе в 2012-2013 учебном году. Также уже
необходимо было внести коррекцию в учебные планы курсов повышения квалификации
учителей начальных классов, спланировать проведение тематических постоянно
действующих семинаров, семинаров-практикумов, круглых столов, тренингов,
выездных заседаний кафедр и отделов с целью ознакомления с особенностями
содержания и методике преподавания предметов по новым программам.
Но, с другой стороны, зная инерцию всей системы
образования, в связи с этим перед учебными заведениями возникнет ряд проблем:
подготовка учителя к реализации содержания новых Государственных стандартов,
научно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Учебно-воспитательный
процесс в начальной школе должны обеспечивать дипломированные специалисты
начальной школы, которые знакомы с психолого-педагогическими и возрастными
особенностями учащихся, обладают и используют в практической работе современные
педагогические и информационно-коммуникационные технологии.
И тут же сразу возникает вопрос – кто должен
преподавать иностранный язык в 1 классе: учитель старших классов, владеющий
методикой преподавания предмета, но совершенно незнакомый с особенностями
работы с детьми младшего школьного возраста или учитель начальных классов,
который владеет этой методикой, но совершенно незнаком с тонкостями
преподавания иностранного языка? Кстати, подобная проблема через год станет и
при введении предмета «Сходинки до інформатики» применительно к учителям
информатики.
Из этого вопроса сразу вытекает следующая проблема.
Если всё же иностранный язык будут преподавать учителя старшей школы (что
происходит и сегодня при изучении иностранного языка во втором классе), то не
окажутся ли учителя начальной школы без надлежащей учебной нагрузки? Ведь не
секрет, что уроки физкультуры, музыки, изобразительного искусства, иностранного
языка могут вести как учителя начальной школы, так и учителя-предметники из
старшей школы. Министерство говорит, что передавать уроки по отдельным
предметам в начальных классах, в т.ч. уроки иностранного языка, физической
культуры, изобразительного искусства, музыки, основ здоровья можно только специалистам при наличии объективных
причин и обязательного письменного согласия учителей начальных классов. При
этом необходимо обеспечивать оплату труда в соответствии с положениями п.74
Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования. Но на
местах, как часто бывает, существуют перекосы в этом вопросе, так как вопрос
нагрузки педагогического работника в условиях постоянных оптимизаций и экономии
– вопрос иногда даже очень болезненный.
Следующий вопрос. Министерство рекомендует делить
классы при изучении украинского и иностранного языков на подгруппы согласно своему
же приказу № 128 от 20.02.2002 г., по которому сейчас происходит деление
классов на подгруппы при изучении информатики, физической культуры,
иностранного и украинского языков в 5–11 классах. Такое деление возможно в
классах с наполняемостью в 28 учащихся и более. Но вопрос – хватит ли уже
заложенных в бюджет системы образования города средств для такого деления?
Хотя есть и хорошие новости. Министерство заявило, что
уже отпечатало все необходимые учебники для будущих первоклассников и до 1
сентября все учащиеся, впервые переступившие порог школы, будут полностью
обеспечены учебниками.
Таким образом, реформы в системе образования
продолжаются. Учителям и администрациям школ уже не впервой реформировать и
модернизировать процесс обучения, да и родители уже, наверное, привыкли к
постоянным новациям в системе национального образования. Будем надеяться, что
нововведения позволят улучшить качественные показатели обучения, а не будут
очередным поводом заявить о проводимых реформах и про увеличение количества
освоенных финансовых ресурсов в системе образования.
|